Александр Васильевич Степаненко

Не правда ли, несколько странно звучит фраза «пятьдесят лет моей творческой деятельности» из уст человека, которому чуть за шестьдесят?

Это во сколько же лет человек этой деятельностью начал заниматься? Именно этот вопрос я задала Александру Васильевичу Степаненко и вот что услышала в ответ:

- В 1967 году, во втором классе музыкальной школы дали задание – написать песню или мелодию. Я написал на трех страницах пьесу «Охота на тигра» и получил от этого огромное, несказанное удовольствие!

Сколько песен, инструментальных сборников, циклов для хоров, эстрадных ансамблей, для оркестров, камерной музыки для скрипичного квартета написано за эти годы… А началом всего стала та самая первая школьная пьеса, написанная пятьдесят лет назад.

Александр Васильевич родился в Белгородской области, в обычной советской семье. Родители музыкантами не были, но музыку очень любили, и музыка в доме звучала всегда. Самым первым инструментом, который освоил маленький Саша, была отцовская гармошка–хромка. Причем, он совсем не помнит, чтобы с ним дома специально занимались, просто отец всегда был рядом, и все как-то произошло само собой. В восемь лет он «уже ходил по свадьбам». А мама играла на гитаре. «У нас была поющая семья: мама, папа, я и брат всегда пели вместе». И сейчас Александр Васильевич очень тепло вспоминает своих родителей. Ведь именно они помогли ему выбрать профессию, которая стала для него и делом, и смыслом жизни. Образование он получил в Краснодарском музыкальном училище им. Римского–Корсакова. Освоил классы балалайки, баяна, хорового дирижирования, композиции.

- А как Вас к нам в Арти забросило? - спросила я после рассказов Александра Васильевича о его работе в молодости, о встречах и сотрудничестве со знаменитыми людьми.

Рассказать ему, действительно, есть о чем. Самая первая яркая встреча, которая навсегда осталась в памяти – встреча с композитором Александром Аверкиным, тем самым, который написал музыку к знаменитой песне «На побывку едет молодой моряк…» Саше тогда было 16 лет, и в творческой его копилке было уже около десятка написанных песен. А с Григорием Пономаренко, автором «Оренбургского пухового платка» и других когда-то очень популярных песен, Александр дружил, когда жил на Кубани. В то время Степаненко работал в мужском казачьем хоре, писал музыку для ансамбля песни и пляски кубанских казаков, которым руководил Сергей Чернобай…. Еще он работал музыкантом в киевской цирковой труппе «Днипро». Сотрудничал с режиссером-постановщиком Вадимом Борисовым, а когда-то знаменитый музыкант, композитор, народный артист России Георгий Гаранян был первым исполнителем трех его пьес на альт-саксофоне…

Много дорог исколесил Александр от Москвы до Черного моря, работал и в Крыму. А в Арти судьба забросила Степаненко в 1999 году, и он ничуть об этом не жалеет. Он полюбил поселок, природу и сам об этом говорит так:

- Конечно, не скрою, скучаю по родным местам. Часто вспоминаю Кубань, Крым, своих друзей. Но стараюсь про это не думать. Грустно. Куда ни позвоню – того друга уже нет, другого… Друзья мне часто задают вопрос, как меня занесло «на Север»? Арти... Я окунулся в эти леса. Встанешь утром, а напротив - пруд! Там – сосняк! Тут – березник! Здесь у меня любимая работа, любимые рыболовные, грибные места. А сколько друзей! От самых маленьких до семидесятилетних. Я не жалею, что здесь живу. Я здесь укоренился.

Уже почти двадцать лет Александр Васильевич работает в Артинской детской музыкальной школе, эти годы он считает «насыщенным и плодотворным периодом». Но, как он сам говорит, «работа в музыкальной школе и творчество – это не одно и то же». И сегодня мы с ним говорим только о творчестве.

- Творчество - это не отработал восемь часов и забыл. Эта работа идет круглые сутки. Человек выбирает свою профессию для души. Здесь очень немногие знали, что я пишу песни. Я долго их никому не показывал, пока не начал выставлять в интернете.

У Александра Васильевича есть сайт, где можно послушать его песни. Нежные, лирические мелодии, написанные для души. Возможно, скоро у нас появится возможность некоторые из них услышать на творческом вечере Александра Степаненко, который должен состояться уже в апреле. Возможно, на праздник приедут соавторы, старые друзья, которых он очень ждет.

А на вопрос, кем бы он был, если бы не стал музыкантом, Александр ответил: художником. Ну что тут скажешь? Главное для него – творчество.

Татьяна Кулешова