Культура -
Культура
|
20.04.2017 10:28 |

Не правда ли, несколько странно звучит фраза «пятьдесят лет моей творческой деятельности» из уст человека, которому чуть за шестьдесят?
Это во сколько же лет человек этой деятельностью начал заниматься? Именно этот вопрос я задала Александру Васильевичу Степаненко и вот что услышала в ответ:
- В 1967 году, во втором классе музыкальной школы дали задание – написать песню или мелодию. Я написал на трех страницах пьесу «Охота на тигра» и получил от этого огромное, несказанное удовольствие!
Сколько песен, инструментальных сборников, циклов для хоров, эстрадных ансамблей, для оркестров, камерной музыки для скрипичного квартета написано за эти годы… А началом всего стала та самая первая школьная пьеса, написанная пятьдесят лет назад.
Александр Васильевич родился в Белгородской области, в обычной советской семье. Родители музыкантами не были, но музыку очень любили, и музыка в доме звучала всегда. Самым первым инструментом, который освоил маленький Саша, была отцовская гармошка–хромка. Причем, он совсем не помнит, чтобы с ним дома специально занимались, просто отец всегда был рядом, и все как-то произошло само собой. В восемь лет он «уже ходил по свадьбам». А мама играла на гитаре. «У нас была поющая семья: мама, папа, я и брат всегда пели вместе». И сейчас Александр Васильевич очень тепло вспоминает своих родителей. Ведь именно они помогли ему выбрать профессию, которая стала для него и делом, и смыслом жизни. Образование он получил в Краснодарском музыкальном училище им. Римского–Корсакова. Освоил классы балалайки, баяна, хорового дирижирования, композиции.
- А как Вас к нам в Арти забросило? - спросила я после рассказов Александра Васильевича о его работе в молодости, о встречах и сотрудничестве со знаменитыми людьми.
Рассказать ему, действительно, есть о чем. Самая первая яркая встреча, которая навсегда осталась в памяти – встреча с композитором Александром Аверкиным, тем самым, который написал музыку к знаменитой песне «На побывку едет молодой моряк…» Саше тогда было 16 лет, и в творческой его копилке было уже около десятка написанных песен. А с Григорием Пономаренко, автором «Оренбургского пухового платка» и других когда-то очень популярных песен, Александр дружил, когда жил на Кубани. В то время Степаненко работал в мужском казачьем хоре, писал музыку для ансамбля песни и пляски кубанских казаков, которым руководил Сергей Чернобай…. Еще он работал музыкантом в киевской цирковой труппе «Днипро». Сотрудничал с режиссером-постановщиком Вадимом Борисовым, а когда-то знаменитый музыкант, композитор, народный артист России Георгий Гаранян был первым исполнителем трех его пьес на альт-саксофоне…
Много дорог исколесил Александр от Москвы до Черного моря, работал и в Крыму. А в Арти судьба забросила Степаненко в 1999 году, и он ничуть об этом не жалеет. Он полюбил поселок, природу и сам об этом говорит так:
- Конечно, не скрою, скучаю по родным местам. Часто вспоминаю Кубань, Крым, своих друзей. Но стараюсь про это не думать. Грустно. Куда ни позвоню – того друга уже нет, другого… Друзья мне часто задают вопрос, как меня занесло «на Север»? Арти... Я окунулся в эти леса. Встанешь утром, а напротив - пруд! Там – сосняк! Тут – березник! Здесь у меня любимая работа, любимые рыболовные, грибные места. А сколько друзей! От самых маленьких до семидесятилетних. Я не жалею, что здесь живу. Я здесь укоренился.
Уже почти двадцать лет Александр Васильевич работает в Артинской детской музыкальной школе, эти годы он считает «насыщенным и плодотворным периодом». Но, как он сам говорит, «работа в музыкальной школе и творчество – это не одно и то же». И сегодня мы с ним говорим только о творчестве.
- Творчество - это не отработал восемь часов и забыл. Эта работа идет круглые сутки. Человек выбирает свою профессию для души. Здесь очень немногие знали, что я пишу песни. Я долго их никому не показывал, пока не начал выставлять в интернете.
У Александра Васильевича есть сайт, где можно послушать его песни. Нежные, лирические мелодии, написанные для души. Возможно, скоро у нас появится возможность некоторые из них услышать на творческом вечере Александра Степаненко, который должен состояться уже в апреле. Возможно, на праздник приедут соавторы, старые друзья, которых он очень ждет.
А на вопрос, кем бы он был, если бы не стал музыкантом, Александр ответил: художником. Ну что тут скажешь? Главное для него – творчество.
Татьяна Кулешова
|
Культура -
Культура
|
Автор: Татьяна Черепанова
|
07.04.2017 08:20 |
И «Хорошее настроение» не покинет больше вас
«В моем столе лежит давно под стопкой книг письмо одно…» - это слова из песни, которую исполнял в 70-е годы прошлого века очень популярный певец Валерий Ободзинский. В Советском Союзе в то время был какой-то культурный всплеск, подъем. По всем городам, на всех предприятиях создавались коллективы художественной самодеятельности, а в них – вокально-инструментальные ансамбли, ВИА. В нашем поселке лучшие самодеятельные коллективы были на Артинском механическом заводе. Каждую весну завод проводил конкурсы между цехами, и победителем очень часто выходил второй, игольный, цех. И именно в этом цехе был создан ВИА, позже получивший название «Хорошее настроение», и солисты его исполняли песни Ободзинского и многие-многие другие. Руководителем коллектива долгие годы был Анатолий Неволин, рабочий цеха №2.
На завод, в игольный цех Анатолий пришел в 1965 году, его наставником был Василий Георгиевич Томашевский. В заводском клубе в то время музыкальным руководителем работал Валентин Каргаполов, именно он стал первым организатором ансамбля. Он собрал молодежь, желающую заниматься музыкой, сюда пришел и Анатолий Неволин, у которого за плечами была музыкальная школа по классу баяна, и, наверное, он единственный из всех музыкантов имел начальное музыкальное образование. Каргаполов научил ребят игре на ударных инструментах, а после – на ставших модными электрогитарах. Очень способствовал созданию ансамбля В.Г. Томашевский, он был большим любителем музыки, а еще отлично танцевал, всегда готовил танцевальные коллективы к смотру сам, он работал председателем цехкома профсоюза. Но вскоре Анатолия забрали в армию, служил он в Туркмении. В армии тоже занимался музыкой, тоже в ансамбле. В 1970 году, вернувшись из армии, Анатолий с большим энтузиазмом взялся за занятия в ВИА. Первыми музыкантами в ансамбле были Сергей Танаев, Павел Мусихин, Павел Конев, Галина Иванова, Владимир Возжаев, Галина и Сергей Никулины. Постепенно состав менялся. Приходили другие музыканты: Владимир Фефелов, Владимир Рычагов, Олег Возжаев, Сергей Рыжов, Владимир Ершов.
Председателем профкома завода работал Анатолий Степанович Дмитриев. Он помогал ребятам приобретать инструменты, закупали аппаратуру в Свердловске. А поначалу многие инструменты делали своими руками. Своими же руками изготовили мощную по тем временам светомузыку – культурный «писк» века. На репетиции ходили с большим желанием. Если работали в первую смену, оставались на репетиции после работы, не обращая внимания на то, что голодные, уставшие – об этом просто забывали. Если работали во вторую смену – приходили к двум часам дня и до четырех репетировали, а затем вставали к станкам. Подъем был необыкновенный. Многие уже были семейными, дома оставались жены, дети, но желание заниматься музыкой было огромным, и жены ребят поддерживали. Самодеятельные музыканты исполняли популярные песни «Трава у дома», «Синий иней», «Я люблю тебя, Россия» и многие другие. Ансамбль быстро стал популярен, на его выступления приходило пол-Артей. Музыканты выступали не только в поселке, ездили по селам, играли, пели на различных районных мероприятиях.
Анатолий сам делал аранжировку музыки, сам расписывал ноты: для гитаристов, для баяна, для клавишных. Ударные инструменты, гитара-соло, бас-гитара, ритм-гитара, клавишные инструменты, баян – из этих музыкальных инструментов состоял ВИА. Немецкий баян Каргаполов привез из самой Москвы, он служил музыкантам долгие годы. Лучшими солистами в ансамбле были супруги Галина и Сергей Никулины. Музыкального образования у них не было, но Сергей был абсолютный «слухач», он улавливал с первой нотки ложь и фальшь и помогал Неволину раскладывать песни на голоса, а пели и на два, и на три голоса. Фразу Владимира Фефелова «Опять песню сделали!» музыканты вспоминают с улыбкой и сейчас. Сергей играл на ударных инструментах просто виртуозно.
Галя Никулина пришла в ансамбль, можно сказать, со школы. После окончания школы №1 все её подружки поехали учиться, а Галя пошла на завод. Училась хорошо. В школе всегда выступала в концертах, не только пела песни, но ещё и стихи замечательно читала, а вот захотелось работать – нужно было помочь родителям, семье. Поступила на спецучасток цеха 2С, пришла в рабочий клуб, начала петь. Ну, а когда в цехе стали создавать ВИА, Галя и стала солисткой. Голос у неё был (да и остался) красивый, неповторимый, внешность – просто артистичная. Песни «Добрая примета», «Белый город», «Городские цветы», «Маки» многие артинцы и сейчас помнят в исполнении Галины и Сергея. Костюмы для артистов заказывали специально, даже обувь шили по заказу, работали в то время в «Колосе» обувщики – армяне. В жизни Гале пришлось поработать во многих организациях, но она никогда не расставалась с музыкой.
«Хорошее настроение» существовал до 90-х лет. Потом началась перестройка, трудности, сокращения. Анатолий Борисович уехал жить в Верхнюю Пышму, прожил там 17 лет. Несколько лет назад вернулся, и с тех пор музыканта не покидает мысль организовать ансамбль снова. Уже в стиле ретро. И многие товарищи, братья по ансамблю, поддерживают эту идею. Им бы помещение да инструменты. Идея просто замечательная, но музыкантам нужна помощь. Возможно, кого-то заинтересует эта мысль, кто-то выступит спонсором, кто-то сможет им помочь? Управление культуры или Артинский завод, или какая-либо общественная организация. Возрождению «Хорошего настроения» будут рады все артинцы.
Татьяна Черепанова
Фото из семейных архивов Г. Никулиной,
|
|
Культура -
Культура
|
Автор: Moderator
|
14.04.2017 11:40 |

30 марта - День защиты Земли. Он должен заставить человечество задуматься о том, как можно защитить и приумножить природное богатство земного шара. С таких слов я начала экологическую игру «Свалка по имени Земля» для учеников 1-го и 4-го классов изображением земного шара, покрытое разноцветными бумажками, а на них нарисован различный мусор. Это плакат-табло, на котором фиксируются результаты игры. При каждом правильном ответе снимается одна бумажка, т.е. идёт своеобразный процесс очищения земного шара от мусора.
Игру я начала с вопроса:
- Что составляют большую часть мусора, загрязняющего Землю: пластмасса, металл или стекло?
Оказывается, основным фактором, загрязняющим моря и океаны, является пластиковый хлам.
Отвечая на вопросы экологической игры, дети узнали кое-что о мусоре, как с ним поступить дальше: выбросить или использовать как удобрение для садового участка. А лучше из той же пластиковой бутылки создать композицию для благоустройства территории. С таким предложением выступил ученик 4-го класса Артем Пастухов. Ну, а кто не хочет делать ни того, ни другого, пусть унесет со своего двора в мусорный контейнер. На Пристани они стоят на каждой улице.
Подведя итоги игры, мы завершили процесс очищения земного шара от мусора.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
(Е. Евтушенко)
Т. Власова, библиотекарь Пристанинской сельской библиотеки
|
Культура -
Культура
|
Автор: Moderator
|
24.03.2017 10:58 |
«Ты помнишь, как все начиналось?»
«Живая» музыка – старая артинская традиция
С этой эпохальной фразы из незабвенного хита Андрея Макаревича будет уместно начать публикацию материалов по истории артинской эстрады. Поскольку многие музыканты уже ушли из жизни, отбыли из района, а многие коллективы даже не упоминались на страницах районной газеты. Тем же, кто их помнит, тем паче родным и близким, будет приятно окунуться в годы безмятежной юности, ведь на танцевальных вечерах прошла молодость не одного поколения. Как интересна и познавательна быть может история артинской эстрады и для сегодняшней молодежи, выросшей, увы, на дискотеках.
Начнем с истоков… С того, что артинская художественная самодеятельность, как и спортивная жизнь района, была насыщена и богата на таланты с послевоенных времен. Артинский район подарил СССР чемпионов по тяжелой атлетике, фехтованию и велоспорту, самбо, талантливых лыжников. В заводском клубе работали драмкружки, ставившие серьезные спектакли, замечательные хоровые и хореографические коллективы, духовой оркестр, студии бальных танцев.
В городском саду играет духовой оркестр
В качестве вступительного материала хотелось бы предложить рассказ Сергея Михайловича Власова, чей отец был основателем первого духового оркестра. С Сергеем мне довелось работать в бригаде электриков второго цеха еще в 80-х годах ныне уж прошлого века. Настоящий интеллектуал и интересный собеседник.
- Воспоминания об отце – самые теплые. Власов Михаил Евгеньевич, боевой офицер, вернулся с Великой Отечественной в 1944 году. Был демобилизован по ранению, с осколком в ноге и покалеченной левой рукой, поэтому о войне вспоминал неохотно, без бравады, опасаясь бередить душу тяжелыми воспоминаниями. И не очень любил советские фильмы о войне, поверхностно отражавшие весь ужас и жестокость бесчеловечной кровавой бойни. Был военруком, преподавал слесарное дело в ремесленном училище. С мамой, воспитателем детского сада Галиной Евгеньевной, поженились в памятном сорок пятом. Я родился в сорок шестом.
К сожалению, не знаком с довоенной музыкальной историей Артей. Еще до войны в Союзе стали популярны духовые и джазовые оркестры вместе с незабываемыми фильмами Утесова. Достаточно вспомнить «Веселых ребят»… Отец с юности играл на трубе, владея нотной грамотой. После войны было не до развлечений, а в конце 50-х - начале 60-х он сформировал духовой оркестр, благо, правая рука была здорова. Причем, очень приличный оркестр, со временем в нем играли до 20 музыкантов! И папа, будучи руководителем оркестра, расписывал нотные партии для всех инструментов. Кто имеет отношение к музыке, прекрасно понимает, насколько это сложно.
Естественно, я еще пацаном приобщался к музыке, бывая на всех выступлениях оркестра. А оркестр был талантливый. Без духового оркестра не обходилось ни одно значимое мероприятие в районе. Живая музыка была желанна в каждом селе и совхозе, на демонстрациях и партийных конференциях. Помнится, играл оркестр огромный репертуар: от гимна СССР до популярных в ту пору многочисленных маршей, попурри на темы военных песен, танго, вальсов, полек и фокстротов. В заводском клубе в ту пору была отстроена перед сценой оркестровая яма, как в театрах, специально для духового оркестра. Помимо праздничных мероприятий играли они, как было принято в те годы, на похоронах, на танцевальных вечерах в клубе и летнем саду. Ходили тогда на танцы как молодежь, так и старшее поколение. Особенно памятны праздничные массовки на природе: в березовой роще ставили торговые палатки, артинцы отдыхали, пели и танцевали под аккомпанемент духового оркестра.
К сожалению, перечислять всех музыкантов было бы долго. Стоит упомянуть наиболее известных артинцам. Во первых, нужно сказать о приезжем Александре Сороколетовских, репрессированном, отсидевшем в сталинских лагерях приличный срок. Помнится, говорили, что этот человек играл даже в оркестре Леонида Утесова! Играл в оркестре Анатолий Степанович Дмитриев, многие годы впоследствии возглавлявший профсоюзный комитет Артинского завода. Играл мой тесть Александр Германович Бусыгин, фронтовик, замначальника первого цеха, Владимир Кронидович Васильев, тоже фронтовик, позже - директор АМЗ и первый секретарь райкома партии. (авт. Как бы ни относились сегодня мы к истории партии, но для меня, как, впрочем, и для многих жителей района, из первых секретарей наиболее памятны В. Васильев и В. Рогожкин. Замечательные мужики, в простонародном уважительном понимании этого слова, принимавшие искреннее участие в решении проблем «простых» рабочих и сельчан. Владимир Кронидович до последних дней любил исполнять романсы, обладая хорошим голосом с приличным вибрато, не гнушаясь на праздничных мероприятиях порадовать заводчан своим вокалом…) Играли в оркестре и будущие преподаватели музыкальной школы.
От духовых – к эстраде
Стоит ли говорить, что я, выросший с детства на музыке отцовского оркестра, горел желанием играть на музыкальных инструментах? В первую очередь, на саксофоне. Однако саксофонов тогда не было в продаже, и стоили они больших денег, поэтому я начал учиться игре на кларнете.
В 60-х дошла мода на эстрадные коллективы до провинциальных городов и поселков. В 1964-м году создается наш первый эстрадный коллектив. Еще без электрогитар: ударные, труба, кларнет, тромбон, аккордеон, контрабас – вся команда… Воспитанники духового оркестра Юрий Петухов и Володя Ховрин играли соответственно на трубе и тромбоне, я – на кларнете, Александр Голованов – на контрабасе, Валерий Охрименко – на ударных, Володя Жеребцов – на аккордеоне, вокалистка - Анна Макарова, директор Пристанинского клуба. К слову сказать, Анна выступала от своего Пристанинского клуба на областном телевидении, под аккомпанемент баяна. Мы играли на танцах, на всех артинских праздниках и концертах, бесконечно репетируя, испытывая восторг от приобщения к музыке.
Клубом руководил в ту пору Василий Георгиевич Томашевский, талантливый хореограф, его танцевальный коллектив выступал также на областном телевидении. И нам в свою очередь посчастливилось принять участие в областном телевизионном конкурсе «Юность комсомольская моя». Чуть позднее настала эпоха электрогитар и «ионик», сотворивших новую эпоху перехода от ручных инструментов – к электронной музыке, нуждавшейся в звукоусиливающей аппаратуре… Но это уже следующая история.
Записал Владимир Борисов
|
|