Сотрудники Артинской центральной библиотеки – самые активные участники этнографического теста: Н.В. Черепанова, С.В. Воронцова, Е.А. Федякова


В этнографический диктант включен вопрос о турнире косарей

В зале Артинской детской библиотеки тихо. Сегодня, 1 ноября, собрались здесь не дети, а взрослые. Они сидят за партами, как ученики, и немного волнуются. Им предстоит написать «Большой этнографический диктант». Ответственные за мероприятие И.А. Истынюк, зав. бибиотекой, и А.С. Колесникова, библиограф, принимают последних участников диктанта. Всего сегодня пришли написать диктант 20 человек, из них трое школьники. Есть пенсионеры, сотрудники предприятий, самой старшей участнице – 66 лет.

Перед началом диктанта выступает Р.А. Мусихина, заведующая Артинским историческим музеем. Диктант называется «этнографическим», и Римма Александровна рассказала, что такое этнография. Я привожу цитаты.

«Это наука о народах и наука о прошлом. Она отвечает на вопросы: какие народы живут на Земле? Каково их происхождение и расселение? На каких языках они говорят? Какие жилища строят? В чем своеобразие их культуры?» «Этнография - наука самостоятельная. По данным переписи населения 2010 года в нашей стране проживают представители 304 народов и этнических групп». «В нашем районе, согласно переписи населения 2002 года, проживают люди 57 национальностей. На 1 января 2011 года население Артинского городского округа составляло 29512 человек. Из них: 76% - русские, 10% - марийцы, 8% - татары, 0,4% - башкиры, 0,4% - украинцы».

Этнографический диктант позволяет оценить знания населения о народах, проживающих в стране, общий уровень этнокультурной грамотности.

Ирина Александровна Истынюк раздает каждому участнику по два бланка диктанта. Один сдается для проверки, второй остается у участника для самоконтроля. Заведующая библиотекой рассказывает условия написания диктанта. На него отводится 45 минут. Нельзя пользоваться внешними источниками информации (например, интернетом). В диктанте 30 вопросов, мне показались они не очень трудными, интересными. 10 вопросов – региональные, два - федеральные. К примеру, вопрос №5. Русский географ, ботаник, статистик, экономист, государственный и общественный деятель, первый исследователь Тянь-Шаня, организатор Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Варианты ответов: А. Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930). Б. Петр Кузьмич Козлов (1863-1935). В. Николай Михайлович Пржевальский (1839-1888). Г. Петр Петрович Семенов (1827-1914). Вопрос №8. Какие возможности есть у каждого жителя страны для самоопределения национальной принадлежности во время Всемирной переписи населения? Варианты ответов. А. Указывать свою национальность запрещено. Б. Указывать свою национальность можно, выбирая из официального списка. В. Можно указывать свою национальность совершенно свободно.

На бланках каждый участник отметил свой идентификационный номер, возраст, пол. Фамилии на бланках не указывались. Проверка теста будет осуществляться комиссией площадки (то есть библиотеки), результаты с баллами будут размещены тоже в библиотеке на информационном стенде, на сайте учреждения и в группе «Вконтакте», а также на официальном сайте акции 12 декабря. Но правильные ответы размещены уже 10 ноября на сайте акции и на сайте Федерального агентства по делам национальностей – главном организаторе «Большого этнографического диктанта» совместно с Министерством национальной политики Удмуртской Республики.

Сорок пять минут пролетели. Участники диктанта сдают работы, и для них наступает приятное событие: каждому вручается сертификат участника «Большого этнографического диктанта». И все-таки: так хочется узнать, что испытали люди, когда отвечали на тесты, трудными ли показались вопросы. И я спросила об этом некоторых участников.

Любовь Михайловна Ватлина, член местного Совета ветеранов, участник клуба «Живинка»:

- Большой этнографический диктант мы писали в преддверии Дня народного единства. Главная цель тестирования – рассказать о культуре и традициях народов страны, в том числе много вопросов об Урале. В заданиях затрагивались такие темы, как национальная кухня, государственное устройство, этнографические музеи страны, национальные праздники, природные заповедники Урала и даже был один вопрос по Артинскому заводу - о Турнире косарей. Я много узнала нового об истории Урала. Это многонациональный край с богатой культурой, базирующийся на древних традициях, имеет множество природных заповедников. А сертификат останется у меня на память.

Е.И. Голых, куратор клубного движения для лиц пожилого возраста и инвалидов КЦСОН АГО:

- Я очень рада, что впервые приняла участие в диктанте. С удовольствием шла в детскую библиотеку. Ее сотрудникам всегда удается создать теплую атмосферу, с ними приятно общаться.

Рада, что пришли члены клубов по интересам, организованных при ГАУСО СО «КЦСОН Артинского района», «Бодрость» и «Живинка».

Многие вопросы заставляли долго рыться в памяти, а последний вопрос из блока региональных о Турнире косарей привел меня в восторг. Да, должны люди знать об этом красивом празднике.

После напряженных 45 минут пришло осознание того, как мы мало знаем про свою страну, свой край! Захотелось найти ответы на все трудные задания.

У меня возник вопрос: «Как сделать так, что вся полезная и нужная информация, которой должен обладать каждый, была легкодоступна, ненавязчиво доводилась до человека любого возраста?» Примером может служить метро в городе Новосибирске, где я побывала в августе этого года. Едешь в метро, а на стенах внутри вагонов напечатана история города с фотографиями знаменитых людей. Сидишь и читаешь… И узнаешь новое. А если ты житель Новосибирска и читаешь это каждый день, то запоминаешь эту информацию на всю жизнь!

Интересно, кто-нибудь получит за Большой этнографический диктант 100 баллов в Артинском районе?»

Акция по написанию этнографического диктанта проводится четвертый раз. В прошлом году диктант написали 392 тысячи человек на 4567 площадках в России и за рубежом. В заключение приведу высказывание Игоря Баринова, руководителя Федерального агентства по делам национальностей: «Тема культур и традиций народов России неисчерпаема и не может уместиться в 30 вопросах этнографического диктанта. Но наша задача заключается в том, чтобы после этой акции у жителей России появилось желание изучать свои корни, традиции своих предков, узнавать больше о тех, кто живет рядом, потому что знание является основой для взаимного уважения и согласия между людьми разных национальностей». Население нашего района уважает традиции и обычаи всех национальностей, проживающих здесь. Пример тому – различные фестивали, слеты, мастер-классы, создание клубов по интересам. Моя татарская подруга Галия всегда говорит: «Как здорово, что мы все хоть и разных наций, но живем дружно». Как права Галия: дружба позволяет нам трудиться бок о бок и решать все вопросы в согласии и с уважением к своим соседям, друзьям, коллегам. Правда?

 

Татьяна ЧЕРЕПАНОВА