Моё знакомство с почтенным жителем с. Азигулово Ф.Г. Гайнановым подтвердило эту непреложную истину. Убелённый сединами, но живой и энергичный, несмотря на свои 94 года, Фахразий излучал тепло, которое дарило умиротворение и ощущение отеческой любви.

Меня не захлестнёт тревога,

Не убьют житейские ухабы:

Злобным стать - трудов не надо много,

Добрым быть - стремленье не для слабых!

(В. Сорокин)

Эти строки можно смело соотнести с чаяниями моего героя. С двух лет он был отдан на попечение бабушки Фаризы и деда Муфазала. Мама, вышедшая замуж, не смогла противостоять отчиму, не принявшему чужого сына. Фахразий помнит, как, захотев прижаться к маме Тагазиме, пошёл к ней, но отчим с силой вышвырнул его с крыльца. У мамы родился другой сын и, когда он начал ходить в школу, она втайне от мужа ежедневно передавала с ним для Фахразия по кусочку хлеба.

В 1929 году в Азигулово сильные крестьяне объединились в артель с красивым названием «Чулпан» (утренняя звезда). А в 1930 году из артели сформировали два колхоза: «Большевик» и «Кызыл Уфа», в котором и начал работать в 1936 году тринадцатилетний Фахразий. Наравне с взрослыми сенокосил, полол, жал. На ту пору он закончил пятый класс и считался грамотным, поэтому бригадир поручил ему обмерить поля. Да только сажень для Фахразия была слишком велика и неподъёмна. Мальчик, который жил впроголодь, был невысокого роста, худой, с тонкими и кривыми ногами.

Я в детстве и тщедушный был, и робкий

Среди военных горестей и бед.

И чёрный хлеб с картофельной похлёбкой

Не каждый день имел я на обед.

(А. Азовский)

В 1941 году на выпускном вечере Фахразий и его одноклассники, прощаясь со школой, встречали войну. На фронт измождённого паренька не взяли, но в 1942 году отправили вместе со стариками в Нижний Тагил в трудармию. Там в учреждении Тагиллаг, объединившем лагеря заключённых, Фахразий начал служить караульным. Не раз, стоя в карауле, он переживал по поводу маленького роста, который даже с вытянутой вверх рукой не позволял дотянуться до кончика винтовки. Угнетала его и большая голова при худеньком тельце. Но вскоре ему доверили должность писаря, ведущего учёт продовольствия. Там он и пошёл на поправку: окреп, вытянулся в росте. Немного погодя, Фахразия, обладающего незаурядными способностями в математике, назначили бухгалтером. В 1944 году за хорошую работу его отпустили в увольнение, которое он использовал для поездки в родное село.

Бабушка, тётка и две её малолетние дочери жили в страшной нужде. Фахразий решил во что бы то ни стало уйти со службы и вернуться домой, чтобы помогать семье. Для этого, воспользовавшись Указом Президиума Верховного Совета СССР о льготном поступлении демобилизованных в учебные заведения, он поступает в политехнический институт, откуда, бросив учёбу, возвращается в Азигулово. Здесь люди сильно голодали. Фахразий, узнав, что в Бишково Красноуфимского района членам колхоза выдают хлеб, а правление нуждается в счетоводе, встал на лыжи и отправился туда. Молодому специалисту выделили дом, правда, в нём ничего не было, кроме голых стен. Сделав годовой отчёт, Фахразий в награду получил мешок муки, который и отвёз семье. То-то было радости!

В колхозе «Кызыл Уфа» работала учётчицей пригожая, голубоглазая девушка Малика, которая приглянулась Фахразию. Каждые выходные он приезжал к ней в Азигулово. И, несмотря на бедность парня, Малика согласилась стать его женой. Молодые супруги уехали жить в Бишково. А через некоторое время Малику пригласили учительствовать в Азигуловскую школу, и супруги вернулись. Фахразий начал работать бухгалтером в детском доме. Активного молодого мужчину да ещё и члена партии (в ряды КПСС вступил в 1946 году) назначили председателем сельского совета, а затем и заведующим отделом культурно-просветительской работы Манчажского райисполкома.

В 1953 году Фахразия пригласили преподавать математику в Азигуловскую школу, через год назначили директором детского дома, где он ещё являлся секретарём партийной организации. Позже его изберут членом Артинского райкома партии. Закончил заочно математический факультет Нижнетагильского пединститута, трудился завучем по производственному обучению, а затем и завучем по учебной части.

Все эти годы рядом с Фахразием была его верная супруга Малика. Ведь не зря сказано поэтом:

В наш трудный, но всё-таки праведный век,

Отмеченный потом и кровью,

Не хлебом единым ты жив, человек,

Ты жив, человек, и любовью.

(Л. Филатов)

Любовь согревала и оберегала Гайнановых, давала силы и наполняла верой. Супруги прожили вместе 62 счастливых года, родив и воспитав троих детей: Флюру, Феликса, Фаима, которые стали хорошими людьми. Родовое древо пополнили восемь внуков и одиннадцать правнуков. В последние годы жизни Малики, когда она перенесла инсульт, а потом сломала шейку бедра и осталась недвижимой, Фахразий трепетно заботился о ней.

Вспоминая жену, он говорит:

- Благодаря Малике я стал таким, какой есть. Она вышла замуж за нищего, вселив надежду и веру на благополучие, окружила заботой всю нашу семью; настояла на моей учёбе, помогала в продвижении к успеху.

Сейчас ежедневно он посвящает Малике молитвы. И опять же Малика, мягкая и всепрощающая, привела мужа-коммуниста к вере. В 1991 году Фахразий вышел на совет ветеранов с предложением организовать в Азигулово религиозное мусульманское общество. Население идею поддержало, и в 1993 году общество появилось. В актив общества входили Д. Халитов, Д. Хасанов, А. Шакиров, М. Габдрахманова и сам Фахразий, избранный имамом. Сначала молились на дому, затем получили здание, построили минарет. Средства на строительство собирали всем миром. Открыли воскресную школу. В настоящее время к Фахразию приходят односельчане, кто с радостью, кто с горем, и всем он даёт советы.

Флюра, дочь Фахразия, присутствующая при нашей беседе, с любовью дополняет рассказ:

- Папа - удивительный человек! Труд - постоянный двигатель его жизни. Даже сейчас в столь преклонном возрасте продолжает помогать по хозяйству. Взял на себя ответственность - протапливать баню. И, хотя есть шланг, папа носит воду в вёдрах, утверждая, что ему необходимы физические нагрузки. По этой же причине сам колет дрова, складывает в поленницы, не подпуская к этому занятию моего мужа.

Папа обладает такими качествами, как ответственность, упорство и честность. А ещё он готов прийти на помощь страждущему. Когда умерла его бабушка, а её дочь и две внучки остались одни в жалкой избушке, папа выстроил для них дом. Помог он и маминой сестре с пятью детьми, жившими в Казахстане, вывез на родину, выстроил дом.

После столь интересной и душевной встречи мне захотелось почитать стихи татарских поэтов. В одном из них, как мне показалось, я нашла строки, созвучные с судьбой моего героя:

Вся жизнь – это поиск святыни в душе:

С горящей свечей ты бредёшь по стезе…

(Зариф Башири)

Татьяна Костырева