19 июня – День медицинского работника
Будем знакомы - Будем знакомы |
Детский доктор Любовь
Почему пошла в педиатрию? В детстве часто болела
В нашей жизни медицинские работники играют огромную роль. Что бы мы делали без них – профессиональных, умелых, добрых и отзывчивых людей? Обращаясь за помощью, мы твердо уверены, что врачи разберутся в проблеме, связанной с нашим здоровьем, что они сделают все возможное, чтобы поднять, поставить нас на ноги. В пандемию коронавирусной инфекции только благодаря стойкости врачей остались живы. Конечно же, все взрослые люди всегда больше всего переживают не за свое здоровье, а за здоровье детей, внуков – малышей, подростков, тех самых родных и дорогих сердцу детишек, боль которых готовы взять на себя. Наверное, каждый из родителей, бабушек и дедушек хоть однажды произносил в своей жизни слова, когда вдруг заболеет его ребенок: «Лучше бы я сам заболел, только бы ребенок был здоров…» Думали так? Поэтому сегодня мой очерк будет посвящен самому нужному врачу в мире – педиатру. А именно - Любови Михайловне Щелконоговой. Она не просто педиатр, а врач-педиатр районный. Любовь Михайловна по своей должности отвечает за всю педиатрическую службу района, за всех медиков, которые связаны с лечением детей, за профилактику детских заболеваний, за выполнение планов по диспанcеризации подрастающего поколения, за отчетность перед Министерством здравоохранения обо всех родах, которые проходят в родильном отделении ЦРБ, о лечении и здоровье малышей, и еще множество обязанностей возложено на районного педиатра.
Мы не просто так «вышли» на Любовь Михайловну, ее кандидатуру порекомендовал главный врач Артинской ЦРБ Владимир Анатольевич Худяков, при этом отозвался о медике как о профессионале, энергичном, умном и способном враче, умеющем взять на себя ответственность за решение многих-многих вопросов.
Любовь Михайловна – выпускница шестой школы, она родилась и выросла в Артях, ее мама Лидия Александровна Чебыкина почти всю жизнь проработала санитаркой в больнице, возможно, что она и послужила примером для дочери. Да еще посоветовала тетя. Когда Люба после девятого класса хотела поступать в колледж, она сказала: «Не выдумывай, иди в 11-й класс, а потом поступай в медакадемию». Когда декан педиатрического факультета спросила: «Почему к нам идешь?», девушка неожиданно для себя ответила: «Наверное, потому, что все детство болела…».
Действительно, пока росла, часто болела простудными заболеваниями, бронхитом, даже в детский сад не ходила – дедушки и бабушки выручали. В первом классе, наверное, полгода лежала в больнице. Учительница Ирина Герасимовна Худякова приходила в больницу и занималась с ней в раздевалке. И не только с Любой, но и с другими детишками из класса, которые попадали в больницу.
В медакадемию поступала по целевому направлению от ЦРБ, из 12 положенных для прохождения баллов девушка набрала 13. За это до сих пор говорит «спасибо» педагогу Н.Ю. Сердитовой. Это она посоветовала: «Сдавай литературу, я тебе помогу…» Реферат о поэте Гумилеве, подготовленный для школьного экзамена, помог на вступительном, где среди прочих тем сочинения попалась поэзия. Все годы, пока училась, девушка жила в общежитии, поначалу скучала, а потом втянулась. А когда ездила домой – везла своим одногруппникам, подругам деревенские гостинцы, которыми набивали сумку родители и бабушка. Во время практики дежурила в роддоме вместе с Татьяной Олеговной Овчинниковой, врачом-неонатологом, да еще подрабатывала санитаркой, научилась ставить уколы, делать капельницы, помнит первых своих наставников – Ларису Саламатову, с которой вместе работала в смене. Людмила Федоровна Салбиева, врач акушер-гинеколог, приглашала работать в роддом: «Пойдем, женщина рожает, посмотришь…» Поначалу отказывалась – казалось, что в роддоме сложно. Но позже, уже когда приехала после вуза на работу, когда Татьяна Олеговна уезжала или на учебу, или по каким-то другим медицинским делам, все равно приходилось оставаться за нее.
После окончания вуза сразу же пришла на работу в детское отделение педиатром. Работать в отделении очень нравилось, наставниками были Людмила Анатольевна Линк, Наталья Юрьевна Галузина, Людмила Васильевна Кашина, Елена Алексеевна Илюшкина, Екатерина Яковлевна Подвальная, в физкабинете работала Эдита Сыропятова, которая всегда предлагала еще какое-то лечение, если одни процедуры не помогали. И, конечно же, врачи детского отделения: Валентина Владимировна Печерских, Лариса Викторовна Макарова, Татьяна Сергеевна Бочкарева. В детском отделении в то время было 25 коек, и детей на лечении было всегда много. Сейчас (для сравнения) – в отделении десять коек плюс пять коек дневного стационара, который работает в две смены.
Сейчас основное место работы Любовь Михайловны как руководителя районной педиатрии – в кабинете. И еще – в родильном отделении, она врач-неонатолог. Принимать маленьких пациентов во время родов все-таки пришлось, хоть и страшновато поначалу было, но какое счастье взять на руки малыша, только-только появившегося на свет. Сейчас родов в ЦРБ намного меньше, чем, допустим, до 2010 года. Любовь Михайловна помнит отчетность за 2009 год: за год родилось 382 ребенка, а сейчас 150-170 родов в год. В те годы Артинский район хвалили в Министерстве здравоохранения области за высокую рождаемость. Но многое изменилось с тех пор. Больницы распределены на уровни. ЦРБ – больница первого уровня, в ней рожают только женщины без каких-либо осложнений, также оказывается экстренная помощь при родах; второй уровень – это перинатальный центр Первоуральска; третий - институт ОММ и областной перинатальный центр. Считается, что такое раздельное трехуровневое лечение намного эффективнее, да и возможностей у двухуровневых и трехуровневых больниц гораздо больше.
Задаю Любовь Михайловне коварный вопрос:
- Ну, и где больше нравится работать? В роддоме или в детском отделении?
- Нравится все. Я люблю свою работу. Особенно важен результат. Но сейчас очень много документации. В роддоме маленький человечек ничего не может сказать, и очень важно оказать правильное лечение. Сейчас дети лежат вместе с мамами в палатах. Если нет осложнений после родов – на четвертые сутки женщину выписываем. Если новорожденному нужна помощь – вызываем врачей из областного центра. Приезжают на реанимобиле и забирают ребеночка в областную больницу.
У нас бывают партнерские роды, правда, их не так много, потому что мужчинам все равно сложно видеть, как рожает женщина. Иногда ребеночка после родов вместо мамы вручаем на руки папы, бывает, что плачут мужчины… Наверное, от счастья.
Еще недавно вышел новый указ Министерства здравоохранения. Теперь перед родами не только женщина должна обследоваться на ВИЧ, но и мужчина тоже. Если не будет проведено обследование, женщине будут проводить экспресс-тест, ей будут капать специальные препараты, и ребеночка нельзя будет кормить грудью, да еще и малышу будут делать антиретровирусную терапию.
В конце разговора задаю Любови Михайловне вопросы, связанные с семьей, ведь очень интересно, как живут молодые врачи, есть ли у них любимые занятия и есть ли вообще свободное время.
У Л.М. Щелконоговой с мужем Алексеем есть 10-летняя дочка Вера, она учится в лицее (окончила три класса) и очень любит вместе с родителями ходить в походы, ночевать в палатке, играть с собакой. Алексей работает в городской автомобильной фирме, он водитель, а в свободное время рыбак и охотник. И дочка говорит: «Во мне течет водительская и охотничья кровь». Вера смотрит вместе с папой программы о рыбалке и охоте – вот такая папина дочка!
… После окончания медицинских вузов все выпускники дают, как известно, Клятву Гиппократа, теперь она называется «Клятва российского врача». Начинается она со слов: «Получая высшее образование врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека…» Ответственная клятва. И работа медиков очень ответственна. Но мы надеемся на врачей, как на богов, и поэтому всегда желаем им помнить ту клятву, которую они давали в вузе.
Татьяна Черепанова