А.П. Малышев, Г.И. Туканов (слева), Г.М. Сычев, В.И. Бебнев (второй справа) в любимом клубе

Этой древнейшей игре наши земляки верны всю жизнь

Сегодня мой рассказ о двух замечательных мужчинах, проживающих в нашем поселке и имеющих одно любимое занятие – это шахматы. Владимир Иванович Бебнев и Анатолий Павлович Малышев занимаются шахматами по 60 лет, они вместе посещают шахматный клуб, вместе бывают на турнирах и соревнованиях. И у них у обоих в январе юбилей – им исполняется по 80 лет. Мой одноклассник, тоже шахматист, Петр Шорин и попросил меня написать об этих целеустремленных людях.

Один из них, Владимир Иванович, живет со своей женой Ираидой Николаевной совсем недалеко от меня, в соседях, поэтому мне ничего не стоило собраться и пойти к ним в гости в воскресный день. Хотя Владимиру Ивановичу и стукнет скоро 80, выглядит он намного моложе и, по-моему, о старости даже не думает. У него во дворе кур больше десятка, да кроликов несколько клеток. Раньше семья держала очень много различной скотины, вплоть до коровы, ну, а теперь хватает кур и кроликов, за которыми хозяин ухаживает по всем правилам содержания животных. Однако все-таки вывожу разговор с Владимиром Ивановичем в то русло, ради которого пришла.

- Когда начали заниматься шахматами?

- А молодой еще был. Сначала, до армии, пришел работать в шестой цех механического завода токарем, отслужил два года в армии, служил в Московском командном пункте связи. Демобилизовался и поступил работать в первый цех, на операцию «вытяжка клинка». Раньше в цехах были красные уголки, там были шашки и шахматы. Мужики играли, я глядел, учился, вот и научился, потом это занятие затянуло. Хорошо тогда играл Василий Андронович Меньшиков, у него мы и учились.

Семь с половиной лет Владимир Иванович проработал в первом цехе и перешел в автохозяйство, тоже токарем. И там была шахматно-шашечная команда, так что занятия продолжились. А потом – снова завод, дорабатывал «горячий» стаж. Долгие годы шахматный клуб располагался в клубе им. Королева, все шахматисты поселка ходили на занятия туда. Сейчас их приютила детская библиотека, правда, количество шахматистов сильно поубавилось.

У хозяйки, Ираиды Николаевны (кстати, прожили супруги Бебневы вместе уже 56 лет), интересуюсь: «Отпускали на шахматные занятия?»

- Сначала не отпускала. А потом решила: пусть ходит, раз нравится.

Сам же шахматист говорит, что играет он не очень, вот Петр Шорин – тот да, тот сильный шахматист. Но, наверное, немного скромничает. Потому что – вот и почетные грамоты, вот и медали за победы в шахматных турнирах. Да и не это главное: сильно или не сильно. Главное – любовь к одному из умнейших видов спорта, пронесенная через всю жизнь. Но оказалось, что шахматы – это не единственное хобби у Владимира Ивановича. Долгие годы он выращивает женьшень на своем участке. А научил этим заниматься известный в поселке агроном-женьшеневод И.П. Сороколетовских. В поселке существовал клуб женьшеневодов, и Владимир Иванович Бебнев также посещал и этот клуб. Занятия по выращиванию «корня жизни» не прекращает и сейчас. Иногда к Бебневым заезжают городские гости, чтобы взять корней женьшеня на лекарство.

Чем еще увлекается Бебнев? Выяснилось, что занятий множество. Вяжет метелки, веники. Смотрит телепередачу, в которой участвует доктор Мясников. Запоминает его советы. Размышляет о том, что мешает поселку выглядеть чище и культурнее. Делится своими размышлениями со мной: нужно разбирать заброшенные дома, которые придают поселку плохой вид; вместо тополей нужно высаживать голубые ели, это намного эстетичнее, и мусора меньше; чтобы меньше в поселке было клещей, нужно высаживать осину и липу, их клещи не любят.

Спрашиваю: «Как отмечать 80-летний юбилей планируете?»

- Дома будем, может, дети, внуки приедут.

У Бебневых двое детей, сын живет в Тюменской области, дочь – в нашем поселке. Собраться по такому хорошему поводу сам Бог велел. Поздравить юбиляра и вспомнить, что все годы, которые он работал на заводе ли, в автохозяйстве ли, он честно отдавал всего себя тому делу, которое знал. Его портреты находились на досках почета, и пример молодежи он всегда подавал только положительный. Владимир Иванович никогда не злоупотреблял спиртным, никогда не курил, никогда не ругался. Так что в его жизни шах был, а мата – нет.

Друг и соратник Владимира Ивановича по шахматам Анатолий Павлович Малышев живет в центре поселка, в многоквартирном доме. Наверное, в шахматном клубе свой юбилей они будут отмечать вместе. А потом также сражаться на шахматной доске по вечерам, и, если придется, участвовать в турнирах. Оба шахматиста переживают, что турниров теперь очень мало.

Анатолий Павлович из большой семьи, в которой было четверо детей, их мама Анна Гавриловна вырастила детей одна, так как муж ушел на фронт и не вернулся. Вспоминая своё тяжелое детство и комментируя слова лидера КПРФ Геннадия Зюганова о том, что детям войны собираются к пенсии добавить по тысяче рублей, Анатолий Павлович говорит, что даже миллиарда не хватит, чтобы рассчитаться хотя бы с одним человеком за то время, в котором ему пришлось жить. Трудностей хватило всем.

Анатолий Павлович всю жизнь проработал в первом цехе. Выработал «горячий» стаж, «благодаря» которому потерял слух. На пенсию вышел в 50 лет, а потом работал в клубе завхозом. Шахматами начал увлекаться в юности, когда с братом по радио слушали чемпионат мира (игра Ботвинник – Смыслов), это было в начале 50-х годов. Игра проходила три раза. Долгие годы чемпионами мира по шахматам были советские люди, и только в 1972 году лидерство взял американец Фишер, правда, ненадолго. Шахматные занятия захватили молодежь, учились друг у друга, у матерых шахматистов, покупали учебники. В 70-80-е годы прошлого века в поселке был пик этого увлечения. Состоялось очень много турниров, шахматисты ездили на соревнования в Красноуфимск, в Свердловск, в Башкирию.

Но также, как и у Бебнева, у Малышева тоже есть еще одно увлечение, узнав о котором, я не только была удивлена, я была поражена в хорошем смысле этого слова. Анатолий Павлович – большой ценитель и любитель классической музыки. И любовь к музыке у него идет тоже с юности. На полке – музыкальный центр, а рядом – диски. Просматривая один из них, читаю: Бородин, симфония №2 «Богатырская»; Бетховен, соната №17, соната №23; Бизе, «Кармен сюита №2»; Чайковский, концерт №1, Шопен, «Вальс»… Эти музыкальные шедевры слушает не учитель музыки, не концертмейстер, а простой артинский житель, проработавший всю жизнь в первом цехе, мужчина с глубокой душой и умной головой. Рядом с музыкальными дисками на полках книги. Показывая одну из них, спрашивает: «Вы читали?» Книга называется «Галина», она написана о Галине Вишневской. Нет, я не читала, но поделилась тоже сегодняшним своим прочтением книги «Несвятые святые», которую написал архимандрит Тихон (Шевкунов), о жизни священников из Псково-Печерского монастыря. Вот так от шахмат мы плавно перешли к музыке и книгам.

Прошу посмотреть семейный альбом, чтоб выбрать для газеты фотографии. К нам подключается хозяйка дома Маргарита Константиновна. Так же, как и Бебневы, Малышевы прожили долгую семейную жизнь. В альбоме множество фотографий дочерей, кстати, обе они стали музыкантами. Дочь Людмила работает в школе искусств, Лена живет в Екатеринбурге, работала музыкальным руководителем в детсаде. Скорее всего, на выбор их профессий повлияло папино увлечение классической музыкой. Ну, а увлечение шахматами, наверное, передалось внукам? Как ответ на мой вопрос – фотография, где дедушка Анатолий играет в шахматы с внуком.

Ну, как вам наши шахматисты–юбиляры? Правда, интересные люди? Надеюсь, что и их внуки будут такими же умными, талантливыми людьми. На том и земля артинская стоит.

Татьяна Черепанова