alt

Баянист с хутора Коммунная

- Чем я мог привлечь внимание девушки, если не доверял своей внешности? Понятно - стихами!

Если с утра умоешься в месте, где пьют кони, то жить будешь долго.

С Владимиром Дмитриевичем Булатовым я познакомилась на литературной встрече в Сажинской библиотеке. Мужчина в народном костюме открыто и просто общался со слушателями, рассказывая о том, как начал писать стихи. Что-то хорошее, родное, русское было в нём. А уж когда в его руках появился баян и полилась песня, стало понятно, что он талантливый и неординарный человек.

Ты похаживал всё – чок, каблучок,

Ты фуражечку носил на бочок.

Фертом, вертом, петушком, петушком -

Да всё в землю каблучком, каблучком.

(Н. Тряпкин)

Задор баяниста, автора стихов и музыки, передавался и вокальной группе, которая исполняла его песни. Мелодичные, широкие в переливах красивых женских голосов, они брали за душу, заполняли без остатка, навевая картины деревенского бытия. Любовь к природе, которая вдохновляет поэта-песенника на творчество, возникла не случайно. Он пронёс через всю жизнь особые чувства к местечку, где родился и провёл ранние годы детства. Это была маленькая деревня из восьми домов, находящаяся недалеко от деревень Конёво и Камаи.

Жил я от шума подале, 

На тихой окраине рос.

(Б. Романов)

- Звали наш хуторок Коммунная, - делится воспоминаниями Владимир Дмитриевич, - туда во время войны свозили детей-сирот, которые жили коммуной. Помню огромный тополь на берегу реки, под которым варили уху. Жили бедно, голодно. Одежонку с себя стирали вечером, а утром в неё же и облачались. Мне в ту пору было четыре года, но многие эпизоды из детства я отчётливо помню, они вросли в память, наполнив сердце любовью на всю жизнь.

Я как нельзя кстати совсем недавно перечитывала Шукшина, и меня потрясли строки: «Родина… Что-то остаётся в нас от родины такое, что живёт в нас на всю жизнь, то радуя, то мучая, и всегда кажется, что мы её, родину, когда-нибудь ещё увидим. А живёт в нас от всей родины или косогор какой-нибудь, или дом, или отсыревшее бревно у крыльца, где сидел когда-то глухой весенней ночью и слушал ночь…» Вот так и у моего героя. Владимир Дмитриевич часто навещает то место, где раньше располагалась деревня, приходит к тополю. Он снял великолепные кадры природы родного уголка, смонтировал фильм.

В 1950 году переехали в д. Конёво, словно в большом «городе» очутились. Володю, впервые попавшего в магазин, потрясли конфеты. Мама, Мария Григорьевна, трудилась в овчарне, затем на свиноферме. Со второго класса начал трудиться и Володя. Возил сено на волокушах, навоз с конного двора, камни на дорогу. Чуть повзрослев, он уже справлялся с конными граблями на совхозных полях. Вставать приходилось с зорькой. Взрослые, чтобы разбудить детей и поднять их ко времени, придумали байку, мол, если с утра умоетесь в месте, где пьют кони, то жить будете долго. Вот и мчались ребятишки на конный двор к чанам с водой умыться, пока лошади тут же пьют. А там разбирали своих коней - и за работу. У Володи был жеребец по кличке Советский. Всё норовил укусить его. Пришлось подружиться, прикармливая хлебом.

- Всё летичко пас свиней, - рассказывает Владимир Дмитриевич, - приноровился смотреть за стадом в 80-100 голов, главное, загнать их в местечко погрязнее, они там улягутся, а тебе воля. С семи утра до семи вечера приходилось находиться в хрюкающей компании.

В то время, когда старшая сестра Нина начала посматривать на парней, к ним начал захаживать Василий Липин с гармошкой. Володю заинтересовал инструмент, душа тянулась к музыке. Мать, видя такую страсть, купила тринадцатилетнему сыну подержанную хромку и самоучитель, он на седьмом небе от счастья, пробует постигать азы. А учась в девятом классе, начал посещать кружок баянистов под руководством Александра Васильевича Дрокина. Помнит, с какой радостью съездил на велосипеде в Манчаж, где за 70 рублей купил баян. Нужно сказать, что по окончании семилетки в д. Конёво Володя продолжил обучение в Сажинской школе. Жил в интернате.

- Спал даже на одной койке с Владимиром Токтарёвым, сейчас занимающимся литературной деятельностью, издавшим сборник стихов, - рассказывает Владимир Дмитриевич, - он хорошо понимал немецкий язык и здорово переводил стихи.

В 11 классе учился в вечерней школе, а днями работал. Запомнилась суровая зима, когда на тракторе с подсанками ездил за сеном в поля. Пока добирался до скирд, промерзал насквозь, чтобы согреть ноги, снимал по очереди валенки и надевал их на тракторную трубу, а потом, согретые паром, на ноги. Пас телят. В 1965 году поступил на годичные курсы баянистов в Свердловске, после которых устроился заведующим в Конёвский клуб.

- Молодой был, - смеётся Владимир Дмитриевич, - и вместо того, чтобы развивать художественную самодеятельность, хотя собирались и пели, с головой ушли в спорт. Перед клубом разбили площадку, играли в волейбол, в футбол. В состав команды входили Юра Мальцев, Валя Гордеев, Паша Липин… Ездили в Токари, Голенищево, Камаи, Сажино - играли в футбол.

В 1969 году поступил на очное обучение отделения народных инструментов Свердловского культпросветучилища. Изучил игру на домре, балалайке, фортепьяно. Интересно было постигать манеру извлечения звука у разных инструментов. Деревенский паренёк с жадностью открывал мир музыки и театра, посещая филармонию, оперу, балет, музкомедию.

После училища трудился в Поташкинском клубе, там вёл кружок гитаристов. Затем вернулся в родную деревню, где организуется вокально-инструментальный ансамбль (ВИА), а молодые мужчины с удовольствием занимаются музыкой: А. Скрипов, Д. Колотов, Н. Горбушин, С. Куляшов. Владимир Дмитриевич организовывает ансамбль и в Сажино, участниками которого были В. Галушин, С. Могильников, а после его ухода, коллектив возглавил превосходный музыкант Иван Михайлович Трофимов.

22 года Владимир Дмитриевич трудился в кочегарке Сажинского молзавода, а на полставки в Конёвском клубе, где уже серьёзно занимался хором, ставил голоса. Три года его коллектив занимал призовые места в районных смотрах-конкурсах. Директор совхоза «Ударник» Н.М. Лиссон помогал в приобретении костюмов, благодаря ему было выстроено в Конёво и здание нового Дома культуры. С 2004 года культработник является аккомпаниатором вокальной группы «Родничок» Сажинского ДК.

Владимир Дмитриевич очень любит литературу. Перечитал всего Пушкина, Фета, Майкова, Паустовского, Лермонтова. В Конёво деревенское стадо пасли хозяева скотины по очереди. Когда пастушил Владимир Дмитриевич, то с собой брал томик Лермонтова. За три дня на вольном воздухе он выучил наизусть всего «Демона». Читая, радовался звучанию слов, которые начали и у него складываться в стихи. Первый опыт стихосложения случился благодаря влюблённости.

- Чем я мог привлечь внимание девушки, - смеётся мужчина, - если не доверял своей внешности? Понятно - стихами!

Стихи - это мелодии души, которая проживает мгновения жизни особым чувствованием, особым видением. Неотделима от стихов в творчестве моего героя музыка и природа.

- Люблю природу, она не обманывает. Сажусь на велосипед и объезжаю дорогие сердцу места, любуясь травами и цветами, деревьями и рекой. Я - страшный ягодник. Люблю землянику, клубнику, костянику, малину. Собирая ягоды, наслаждаюсь и испытываю небывалую радость. Раньше охотился, был заядлым лисятником. Теперь жалко животных. Пойду, бывало, зимой в лес, увижу заячью нору, постучу по ней лыжей - выскочит беляк, а я и рад посмотреть, как он улепётывает от меня. Здесь и кадр хороший. Фотографирую много и с детства. Во всём движении жизни - музыка, которая хранит запахи. Послушайте «Метель» Свиридова, там музыка природой пахнет, чувствуется зима. А ещё советую послушать мужской хор Сретенского монастыря, Рязанский хор.

Владимир Дмитриевич слушает много музыки. А каждое утро начинается с игры на баяне. Отдельный разговор о его инструменте, являющемся гордостью музыканта. Этот баян смастерил первоклассный кировский мастер, известный на всю Россию, Николай Николаевич Пяткин. Не углубляясь в процесс уникального производства, скажу лишь, что баян изготовлялся вручную два года и имеет необычные детали звукообразования (голосовые планки), благодаря чему звучит по-особенному.

- У моего баяна, - делится Владимир Дмитриевич, - бархатный тембр, бас сразу чувствуется. Ко мне даже обращался с просьбой о продаже баяна Николай Сергиенко, входящий в золотую десятку гармонистов России. Но я уже не расстанусь с инструментом, ставшим душой моей.

Под звуки баяна по утрам к кормушке, приделанной к окну, слетаются забавные птички, вторившие свирелями клювиков музыканту. Когда я была в гостях у Булатовых, могла сама убедиться в этом.

Песен собственного сочинения у Владимира Дмитриевича более десятка: «Грустит рябина у окна», «Медовый спас», «Земляника», «Седой Урал», «Стожары»… Все они наполнены любовью к родному краю, который не мыслим и вне семьи. У Владимира Дмитриевича две дочери и четверо внуков; жена, Надежда Вячеславовна, певунья превосходная. Она с особым чувством говорит о песнях супруга:

- В его песнях такая русская душа, что невольно становишься сопричастным ей, чувствуя такую же любовь к деревне, к родине, к людям.

А кругом - всё поля, да луга,

Да угодья лесные.

И хлеба колосились

Буквально у самой избы.

И могу повторить, что родился я

В сердце России - это так пригодилось

Для всей моей грешной судьбы.

(Н. Тряпкин)

Татьяна Костырева

Фото автора

Обновлено ( 24.03.2017 10:44 )