Мастера в Манчаже были превосходные

Швейная история Манчажа

В каждом стежке - ромашки, солнечные зайчики,

медуницы - красота мира, а если серое пальто, то оно - «гагаринское»

Я никогда не умела шить. На уроках труда в школе девочек учили элементарным приёмам, но ни крой, ни обработка швов, ни соединение деталей у меня не получались. Швейная машинка казалась мне чудовищным устройством. И мне были неинтересны её лапки, рычаги, иглодержатели… Конечно, я играла в куклы, но не шила им платья и юбочки, а, усадив рядом с собой, читала вслух книги, рассказывала различные истории.

Ещё мне нравилось собирать осколки керамической и стеклянной посуды, на которых были рисунки (цветы, листья, узоры). Идёшь по дороге, а тут стёклышко с синей каймой. Такие находки хранились у меня в специальной коробке. В другую коробку складывались маленькие лоскутки ткани, которые копились по тому же принципу: интересовал рисунок и цвет. За лоскутками я ходила к большому деревянному ящику, что стоял напротив быткомбината и куда выбрасывались швейные отходы. Когда начала посещать дискотеки, то мы с подружкой, заказали в этот быткомбинат одинаковые, модные по тем временам, брюки-«бананы». А, когда я поступила на первый курс пединститута, мама настояла, чтобы у меня был приличный строгий костюм, который мне тоже сшили манчажские швеи-мастерицы.

В 60-70-80-е годы Манчажский быткомбинат был востребован населением. Шили всё: пальто и шубы, шапки, платья и блузы, брюки и рубашки, постельное бельё, спецовки и рукавицы, чехлы для кос и стульев. Вязали и вышивали.

Вачеги для фронта

Чтобы вспомнить историю этого предприятия, я встретилась с людьми, которые трудились здесь. Раиса Павловна Богданова рассказала о своей матери Т.С. Темняковой, отдавшей многие годы швейному делу. Её, тринадцатилетнюю девочку, отец привёл за руку со своей швейной машинкой «Зингер» в 1943 году в «Промкомбинат». В то время швеи распарывали шинели, кроили и шили вачеги, которые отправляли на фронт. Впоследствии Таисья Степановна начала шить чехлы на легковые автомобили, брюки. Была искусной мастерицей по пошиву шапок из кролика, ондатры, песца, енота. Выкройки приносила домой и шила, чтобы перевыполнить план. Искусству шить шапки обучила свою ученицу Я.Г. Попову. Долгое время вместе с Марией Ивановной Саркиевой и Елизаветой Сергеевной Конёвой работала на ремонте одежды.

400 яиц в обмен на швейную машинку

Много интересного рассказала о любимой профессии З.М. Русинова, уроженка д. Петухово. Её любовь к швейному делу началась с необычной премии. Её, старательную девочку-птичницу, наградили за добросовестный труд, вручив 400 яиц, которые они с мамой сдали в магазин, а на вырученные деньги купили швейную машинку. Окончив десятилетку, Зоя поступила в Свердловское профессиональное училище №18 на отделение швей верхней мужской одежды. Своё первое изделие - серое мужское пальто - она закончила 12 апреля 1961 года. «Гагаринское» пальто она посвятила первому полёту человека в космос. А экзаменационной работой стал мужской костюм, итый по заказу для своего дяди, который он носил до самой смерти.

В 1963 году Зоя Михайловна приехала в Манчаж на практику. Директором быткомбината в то время был В. Костерин. Позже мы вспомним всех руководителей: А. Дьякову, З.Ф. Неверовскую, П.С. Лосева, Р.Я. Дрокину, Р.И. Силкину, Г.В. Кустову.

Практикантку сразу же посадили за швейную машинку, поручив заняться бортовкой, которая используется для придания жёсткости полочек мужских пиджаков и пальто. Впоследствии её будут ставить на все швейные операции.

Очень нравилось Зое Михайловне машинная вязка. Пройдя стажировку в артинском «Швейнике», она многие годы трудилась вместе с Клавдией Дмитриевной Яшкиной в вязальном цехе. Вязали кофты, мужские свитера, гамаши.

- Совсем недавно, - рассказывает Зоя Михайловна, - в автобусе ко мне подсела женщина и начала благодарить за кофту, которую до сих пор носит. Тогда к нам в быткомбинат обращались со всех деревень, да и мы выезжали на места собирать заказы.

Здание вязального цеха находилось на берегу пруда, чуть выше казённой бани. В 1973 году случился пожар, и цех прекратил своё существование. После чего Зоя Михайловна с Людмилой Николаевной Просвирниной вышивали на пододеяльниках, наволочках, шторах, юбках… Зоя Михайловна отработала в быткомбинате 17 лет.

Быткомбинат включал в себя различные цеха и мастерские. Функционировала шерстобитка. В сапожной мастерской трудились Ф. Иманкулов, А.Ф. Субботин, П.М. Кардашин, Л.В. Васильев, В.Г. Волков, А.А. Коряков, А. Каракулов. Помимо ремонта обуви, мастера шили унты. Долгое время ремонтом телевизоров занимался Анатолий Алексеевич Королёв. Часовых дел мастером являлся Георгий Казанцев. В парикмахерской колдовали над причёсками А.В. Русинова, Т.А. Власова, К.И. Прибыткова, Т.В. Дунаева, Г. Белоногова.

Рукавицы и шубенки шили С.М. Асбаув, Г. Асбаув, А.А. Семерикова, М.П. Константинова, А.С. Мангилёва, В.М. Романова, Т.А. Куляшова, Ф.М. Трапезникова, Г. Илькина, Р.К. Прибыткова, В.С. Щербакова.

За перечислением фамилий всплывают в памяти Зои Михайловны картины: вот Татьяна Фёдоровна Просвирнина натягивает на специальную доску воротник, чтобы придать ему форму; вот Лидия Филипповна Кондрашина утюжит платье, а когда-то она начинала работать ещё утюгом на углях; вот бригадир Морионелла Константиновна Шульгина даёт указания. Вспоминается и Владимир Васильевич Куклев, доброжелательный, душевный человек, исключительный закройщик. Он создавал лекало и запатентовывал. Шил в миниатюре обувь и участвовал во всевозможных выставках. Закройщиками также являлись В.И. Васильева, В.И. Шавкунова, Л.И. Булатова, Д.А. Шестакова, Л.А. Просвирнина.

Одним из многолюдных был цех по пошиву верхней одежды. Пальто, шубы, телогрейки, штормовки шили Т.А. Шестакова, Н.В. Федякова, М.Е. Кардашина, А.М. Шестакова, Л.М. Русинова, З. Другова, Л.П. Цивилёва, В.В. Козлова, Г.И. Кондрашина, Р.Б. Журавлёва, Л. Мустакимова, И.В. Нилова, Г.Н. Мешавкина.

Не менее крупным был цех по пошиву лёгкой одежды. Здесь трудились М.А. Катырева, А.К. Плишкина, Л.Я. Куляшова, Н.Л. Корякова, Н.М. Стахеева, С.А. Никоркина, Т.Л. Просвирнина, Л. Лосева, Е. Лысова, Л.Г. Трифонова, З.А. Истомина, Н.А. Корякова.

Кладовщицами в разное время являлись: З.И. Куклева, В.Е. Смирнова, Р.Я. Смирнова, М.А. Катырева.

Нельзя не отметить и труд приёмщиц М.Е. Кардашиной, П.А. Лукояновой, Т.П. Романовой, А. Гаязовой, Н.А. Дрокиной.

Большую работу проводили по обслуживанию техники слесаря М.А. Богданов, И.Т. Константинов, Г. Ивайкин. Сторожами трудились А.Д. Корякова и Н. Константинова.

Кассирами работали Э.П. Другова, Л.И. Юксеева.

Меховые носки «от Нины» носят москвичи, курганцы, ивдельцы, екатеринбуржцы…

Н.С. Куляшова, уроженка с. Новый Златоуст, в прямом смысле слова «пришита» к любимому делу. Как-то любопытная малышка, наблюдающая за мамой, Анной Павловной, работающей за швейной машинкой, сунула руку под иглу, а та и прошила палец. Но такая оказия не отбила интерес, а, наоборот, ускорила процесс познания швейного дела. У мамы дома были только чёрные и белые нитки, поэтому Нина, посетившая впервые быткомбинат, была потрясена тем, что на подолах платьев, висевших на витрине, не было видно чёрно-белых стежков. Тут она открыла для себя мир цветных ниток и запах тканей, который помнит до сих пор. Нина старалась чаще бывать в гостях у своей подружки, обладательницы игрушечной швейной машинки, которая, как настоящая, выполняла определённые функции, и девочки пробовали шить одежду на кукол. Тканью для нарядов служили обрезки ветоши, что служила для обтирания рук водителям в совхозном гараже, куда и бегали девчонки за тряпками.

Галя, старшая сестра Нины, тоже шила на кукол и однажды достала из сундука старинную косоворотку с вышивкой и отрезала от неё кусок ткани. Мама, обнаружившая дыру, расстроилась, но ничего не поделаешь, отдала юным швеям остатки. Для кукольных бальных платьев сёстры отпарывали кружево от старых комбинаций. Нравилось Нине и лоскутное шитьё. Как-то увидела на мальчике меховые носки, решила попробовать сшить. Отпорола от старого цигейкового пальто воротник, попыталась скроить, но ничего не получилось. Любила Нина рассматривать в журналах «Крестьянка» и «Работница» рубрику «Вторая жизнь вещам» и различные выкройки. А в седьмом классе уже сшила себе первую юбку.

Мама ещё и ткала половики и полотенца, понятно, что все её четыре дочки были у станка. Всей семьёй распускали на нитки старые цветные чулки, рвали дерюгу. Даже отец помогал своим девчатам и распределял нити по цвету. А бывало, раскатают трубы половиков и рассматривают цветные полоски: вот эта из моей кофты, а вот эта из моего платья.

Нельзя стать искусной швеёй без художественного вкуса. Нина Степановна утверждает, что красотой человек наполняется в детстве. Когда они с сёстрами лежали на полатях, то при помощи зеркальца пускали солнечных зайчиков, которые играли на голубой занавеске, от чего сказочный свет дарил необыкновенные ощущения. Радовали чувствительную душу девочки и первоцветы. В ласковых весенних лучах горицвет и медуница играли особыми красками. До сих пор в глазах стоит картина: девчушки в ситцевых платьицах идут за земляникой по колено в ромашковой россыпи луга, а в руках зелёные эмалированные бидоны. Вся красота мира с любовью вшивается в стежки, даря изделию неповторимость и тепло души швеи.

В Новом Златоусте своего быткомбината не было, а Нина, окончившая десятилетку, мечтала о карьере швеи. Вот и поехала в Арти, откуда её направили на три месяца ученицей в Манчажский быткомбинат, убедив, что там превосходные мастера. Нина Степановна с благодарностью вспоминает, как тепло её принял коллектив из 32 человек. Раиса Яковлевна Дрокина нашла ей жильё, а с Татьяной Фёдоровной Просвирниной, жившей по соседству, они по улице Октябрьской ходили на работу. Помнит Нина Степановна, как не могла подобрать себе напёрстка - все были велики для её миниатюрных пальчиков. Помнит и свою первую работу - платье с длинным рукавом, сине-зелёного цвета, с карманами. Когда вышло время учёбы, бригадир, Маргарита Александровна Катырева, предложила преуспевающей юной швее (присвоили сразу второй разряд) остаться в Манчаже, на что та с радостью согласилась. Позже Нина Степановна окончит курсы закройщиков в Екатеринбургском учебном комбинате.

С ностальгией вспоминает она массовый пошив, когда на специальном настиле электрическим ножом кроили до 18 платьев, а за смену Нина Степановна могла сшить их до шести. Труднее было работать с велюром. Сложные ткани подшивали вручную.

Каждая швея обладала уникальными способностями: Нина Мироновна Стахеева очень быстро вмётывала рукава; Александра Кирилловна Плишкина была аккуратисткой, Джемма Александровна Шестакова умела заточить мел так, что тоньше её никто не чертил, превосходно шила Галина Васильевна Стахеева…

- Я, придя на работу, - рассказывает Нина Степановна, - отключалась от всего и шила. Шитьё для меня - большая потребность и большая радость. Продукция нашего быткомбината была очень востребована. Приезжающие в отпуск горожане тоже шили у нас, им так дешевле получалось. Трудились мы и сверхурочно, чтобы успеть с заказами. Нравилось нам работать с местными модницами, что придумывали необычные модели. А для участия в выставке моды я сшила себе роскошное красное платье.

В 1978 году Нина Степановна вышла замуж. Свадебное платье сшили всей бригадой, а рубашку мужу - сама, сама потом обшивала и троих своих детей. Сейчас своё мастерство передаёт внукам. Ксюша прекрасно разбирается в схемах, вяжет ажурные салфетки. Александра пытается кроить носки. Кстати, меховые носки, что шьёт Нина Степановна, разъехались по многим городам России. У неё много заказчиков, которые появились в сложные времена, когда быткомбинат закрыли, а надо было зарабатывать. Нина Степановна покупала ткань, шила платья, ночные сорочки, халаты, производила ремонт.

Девять лет она является участницей женского клуба «Посиделки», где делится с подругами выкройками и своим мастерством, давая жизнь старым вещам. Например, из ткани от старого зонта у неё получается оригинальная хозяйственная сумка.

Я с большим интересом выслушала рассказы мастериц швейного дела, вспомнив эпизоды и из моего детства, связанные с посещениями быткомбината, который был неотъемлемой частью жизни сельских жителей. Жаль, что сейчас многое утрачено, но в памяти Манчажа ещё жива швейная история и носятся вещи, сшитые несколько десятилетий назад.

Татьяна Костырева

Обновлено ( 15.03.2018 15:18 )