Наследие петровской эпохи,

или Третий век работы с оптимизмом

Людям, которые в семидесятые годы внедряли технологию

проката косы, нужно памятник ставить

Петр Первый не только прорубил «окно в Европу», зависимость от «свейского», то есть шведского, железа побудила устремить свои царские взоры на Урал, который для России тех времен был словно «копи царя Соломона». В 19 веке уже 80% производства железа было сосредоточено именно на Урале. Большинство железоделательных заводов выпускали оружейную продукцию, а вот Артинский завод не зря называют «народным», на нем выпускали «мирную» продукцию, основой которой стала коса. В то время на Урале не хватало не просто специалистов, но вообще населения, поэтому целыми деревнями перевозились крестьяне из центральной России на новые заводы.

Прошло уже почти 235 лет с момента постройки, и, выдержав трудные времена разных эпох, завод с оптимизмом держит курс в будущее. Сегодня, сохранив традиционное производство ручного сельскохозяйственного инвентаря, прославив артинскую косу на весь мир, став символом качества и надежности, завод зарекомендовал себя как надежный партнер на международном рынке.

О жизни завода и перспективах на будущее я попросила рассказать генерального директора АО «Артинский завод» Алексея Геннадьевича Пешкова, исполнительного директора Дмитрия Михайловича Кашина и директора по развитию Александра Николаевича Шатохина:

- Как получается удерживать рынок, в том числе и зарубежный, много лет?

- Наша коса востребована фермерскими хозяйствами не только в России. Технология проката косы, изобретенная и внедренная артинцами, была запатентована, и, благодаря ей, себестоимость нашей косы ниже, чем у любого из конкурентов. Качество косы постоянно улучшалось, и она ничем не уступает мировым аналогам.

Несмотря на совершенствование технических средств, коса всегда пользовалась спросом. Увы, спрос сократился за последние десять лет до 350 тысяч кос в год.

- Где спрос больше: в России или за рубежом?

- Половина продукции уходит за границу. Это достаточно заметная часть на международном рынке.

- В Австрии, Италии, Китае, Турции есть производство кос. В чем конкурентоспособность нашей косы?

- У нас долгосрочные связи за рубежом с пятидесятых годов. Люди привыкли к нашей косе. Американцы проводили испытания по режущим качествам и признали, что наша коса лучше всех. Людям, которые в семидесятые годы внедряли технологию проката косы, нужно памятник ставить. Никто в мире больше так, как мы, косы не делает.

Сейчас в Америке и Европе бум на экологические продукты и экологическое производство. Британское общество садоводов рекомендовали перейти с экологически грязных триммеров на косу. К тому же, триммер ведь измельчает траву, обрубает ее, а коса делает срез.

- Расскажите о том, что производите еще, кроме кос.

- 40% продукции - это коса, а также различные виды садово-огородного инструмента. Наши вилы одни из самых лучших в России. Садовый инструмент востребован на рынке страны, поставляем его в Словакию и Румынию.

Однажды мы прошлись по рынкам в Екатеринбурге, где продавался наш инструмент, как анонимные покупатели. Спросили, почему он дорого стоит? Нам ответили с гордостью: «Вы что! Это же Арти! Артинский завод!»

- Производится ли модернизация оборудования?

- Да, конечно, завод развивается, мы смотрим в будущее, и это требует новых технологий, что позволит выйти на более высокий уровень. На данный момент есть новые машины плазменной и лазерной резки, станки с ЧПУ. На косном производстве трудно что-то поменять, потому что много станков самодельных, которые созданы нашими конструкторами, и они настолько выверены, что заменить их нечем, ничего лучше больше не придумали.

Сейчас, к примеру, сварка вил переведена на совершенно новое оборудование – промышленным роботом. Мы поставили термопласт-автомат для производства пластиковых лопат.

За последние два года было инвестировано в производство порядка 40 миллионов рублей.

Сейчас осваиваем новый вид продукции - дверные петли для алюминиевых конструкций. Установлена целая линия со станками ЧПУ.

- Вроде бы дверные петли не ваш профиль?

- Да, но мы решили расширять свои возможности. В группе компаний, принадлежащих «Исеть-Фонду», есть Полевской металлофурнитурный завод, который сейчас производит продукции в два раза больше, чем мы. Это направление перспективное, результаты на конец года позволяют нам смотреть в будущее с оптимизмом. Для производства петель закуплено полностью новое оборудование.

- В Свердловской области существует программа поддержки промышленников. Участвуете в ней?

- Прошлые годы мы пользовались такой возможностью, сейчас полностью себя окупаем.

За все прошедшие годы тяжелой конкуренции и постоянного падения спроса многие закрылись. Мы устояли благодаря усилиям всего коллектива. Как бы это странно ни звучало, но период пандемии из-за проблем доставки товаров из Китая нам оказался на руку, и многие обратились к нам. Мы за долгое время отмечаем заметный рост производства и на этом фоне ощущаем нехватку специалистов и рабочих.

- С кем бы я не общалась из руководителей в нашем районе, все отмечают одну проблему - кадровый голод.

- Нам необходимы рабочие с достаточно высоким уровнем знаний, потому что оборудование очень сложное. Сварщика ведь мы и сами можем подготовить.

Есть и другая проблема - авторитет работы на производстве упал - это тоже играет свою роль. Мало молодых людей идет работать на заводы, непрестижно. Но хотелось бы, чтобы общество вернулось к пониманию, что промышленность является основой экономики. Помню те времена, когда в СМИ прославлялся труд рабочих и специалистов, это было правильно.

- Почему люди приходят на завод и остаются? И что делается для того, чтобы работа на заводе была экономически привлекательная для молодежи, ведь достойная заработная плата - это благосостояние людей, их спокойствие, уравновешенность семейных отношений?

- На заводе минимальной нормой считается тысяча рублей за смену. Наша продукция ориентирована на среднестатистического потребителя, не на олигархов. Если мы поднимем цены, то снизится покупательная способность, и все производство остановится.

Но в связи с ростом производства за прошедшие два года фонд оплаты труда при той же численности около 300 человек вырос на 12 миллионов рублей. Это заметные цифры. Если такая тенденция продолжится и дальше, то через несколько лет завод станет современным и престижным.

- Ветераны завода мне с удовольствием рассказывали о традициях предприятия: конкурсах, праздниках. Сейчас, увы, массовые мероприятия отменены. Какие традиции еще сохраняются на заводе?

- С 2011 года восемь раз организовывался Международный турнир косарей, который два года назад вошел в число лучших событийных проектов России. Турнир - это не просто традиция нашего завода, это сохранение национального достояния - более чем двухвековая история косного производства России. Это и зрелищное спортивное мероприятие, в котором участвуют зарубежные гости, и яркий праздник, который объединяет людей. Есть идея провести у нас чемпионат мира среди косарей.

Завод с оптимизмом смотрит в будущее, мы закладываем надежный фундамент в настоящем.

 

Беседовала

Татьяна ЖИДКИХ

Обновлено ( 14.01.2022 09:48 )