Рита Сергеева

Она же наша, артинская

О Рите Сергеевой, уроженке Артей, погибшей при защите Сталинграда, в минувшем 20-м веке писали журналисты районной газеты «Ленинский путь» Михаил Дунаев, Вячеслав Сивкин, краевед, ветеран войны Д.П. Баушев. Я воспользуюсь их материалами и проиллюстрирую их своими впечатлениями от образа легендарной землячки. И напомню нашим читателям о ней.

В центре поселка Арти в здании бывшей хлебопекарни (сейчас на этом месте рынок) в 20-е годы прошлого столетия размещалось родильное отделение. В нем 12 февраля 1921 года появилась на свет Маргарита Васильевна Сергеева. Через пять лет девочка лишилась отца, и ее мама, Анна Павловна Чащихина, переехала к родственникам в Златоуст. Рита каждый год приезжала на каникулы погостить у бабушки. В школе она училась на одни пятерки, была активисткой, рисовала, пела, читала стихи, редактировала стенгазету. С детства любила медицину, мечтала быть врачом.

После окончания десятилетки она поступила в медучилище и успешно закончила его в июне 1941 года. Девушка подала документы в медицинский институт, а тут – война… Вскоре ее родная школа стала госпиталем, а Рита – в нем медсестрой. Она рвалась на фронт, который приблизился к Москве. Наконец весной 1942 года Риту Сергееву призвали на военную службу. Дома она радостно сказала: «Я пришла проститься. Мама, обо мне не плачь. Вернусь с победой!» Рита была красивой девушкой. У нее были большие серьезные глаза, светлые волосы, заплетенные в две толстые косы. Такой и запомнила ее мама, Анна Павловна, 9 мая 1942 года.

20-летняя комсомолка попала служить на… Тихоокеанский флот. Рита огорчилась до слез. Но вскоре из моряков флота сформировали «стальной» полк для Калининского фронта. И вот младший лейтенант медицинской службы Маргарита Сергеева – на Калининском фронте… Тяжелейшие бои. Каждый день она выносит из-под огня раненых. Вот строки из ее дневника: «Только что окончился бой. Убито много. Перевязывать и носить – наша работа. Жаль комсомольцев, веселых ребят из нашего блиндажа, из моей комсомольской ячейки… Но нас не победить!»

Девушка очень любили свою мать. Читаем: «Пишу вечером при свете печурки. Вспоминаю дом, чистую постель и так хочется снова пожить вольготно. А сейчас только и думаешь об одном, как поскорее разбить врага и возвратиться домой. Получила от мамы письмо. Хотя и убивается по мне, но просит служить честно родной стране. Напрасно просит мама об этом. Я больше чем предана Родине».

Рита под Сталинградом. Вновь дневник: «Все дни идут жуткие бои. Все горит. Вокруг дым, чад, гарью и железом пахнет. Ох, как им хочется взять нашу страну, но мы непобедимые люди!»

Следующая запись о бое и подвиге, который удивил бойцов и командиров 62-й армии: «Руки трясутся после схватки с немцами. Я неожиданно наткнулась на них… Дым, ничего не видно. Раздвинула кусты и увидела, что над раненым бойцом копошится, обшаривая карманы, фашист. Я выстрелила. Наповал. Но второй фашист ранил меня в руку. Боли я не чувствую, стреляю почти в упор. Схватила раненого, это был офицер, командир батальона, - и в блиндаж. На помощь прибежала медсестра Аня, перевязала мне руку. А комбату я сама сделала перевязку. Он мне шептал, что немец вырвал у него полевую сумку с военным планом. Я мигом поползла обратно, нашла у врага не только сумку комбата, но еще и сумку немецкого офицера. Обе передала в штаб».

В сумке немца оказались ценные сведения, которые никак не могли раздобыть армейские разведчики. Риту Сергееву вызвали в штаб командующего 62-й армией генерала В.И. Чуйкова. «Вот ты какая!» – сказал генерал и пожал ей руку.

Риту вызвали в Москву, она не знала, зачем… И вот строки из дневника: «Я самая счастливая в мире, чувствуют ли эту радость мамочка моя, наш комсомол и мой Павка? Я была в Кремле… Михаил Иванович Калинин собственноручно приколол мне на грудь орден Ленина! Он сказал: «Вот какую патриотку воспитал Урал!» Мне казалось, что я недостойна этого. Сильно билось сердце, хотелось кричать, петь, плакать. И все беспокоилась о том, неужели не пошлют в свою часть? Приказ – на Сталинград. Думаю встретить там своего Павку».

Осенью 1942 года Рита вынесла с поля боя более ста воинов-сталинградцев. Последняя запись в дневнике: «Вчера были на задании, выполнили его хорошо. Потеряли одного лейтенанта, совсем мальчишка. Ползком его принесли, фашистам не оставили». За выполнение этого задания Риту наградили орденом Красной Звезды. Но получить его она не смогла. Рита Сергеева выносила раненого бойца, а рядом разорвалась мина. Рана оказалась смертельной.

Читаем письмо Павла Раскатова: «Узнал от вас, Анна Павловна, что погибла моя Рита… Я еще больше буду бить врага за вашу дочь и мою невесту». Павел был летчиком. Он тоже погиб, оставив на своем счету 29 сбитых немецких самолетов. Этот мужественный парень был из Челябинска.

Анна Павловна, мама Риты Сергеевой, впервые побывала в Сталинграде в 1965 году – на открытии мемориала воинской славы на Мамаевом кургане. Увидев в стороне от мощной скульптуры Родины-матери памятник женщине-солдату, она невольно воскликнула: «Это моя дочь Рита! Они так похожи». Она рассказала об этом волгоградцам, которые с тех пор любовно называют скульптуру «Наша Рита».

Десять лет назад мне в составе ветеранской делегации Свердловской области посчастливилось побывать на Мамаевом кургане. В зале Воинской славы я нашел на одной из плит фамилию нашей легендарной землячки. Мы посетили могилу В.И. Чуйкова. Привез я и частицу священной сталинградской земли, чтобы в последующем горсточки ее вручить родственникам погибших в Сталинграде артинцев. Там же, в Сталинграде, была написана баллада «О санитарке Рите». Я запоздало жалею, что не включил ее в книгу «Первые после Бога». Ведь Рита тоже из когорты прославленных фронтовых медиков. Она же наша, артинская!

 

БАЛЛАДА

О РИТЕ СЕРГЕЕВОЙ

Артинская девушка с Урала,

Как на фронт к мужчинам ты попала?

Санитаркой в пекло, в самый ад,

В ад кромешный, город Сталинград.

Шли бои. Раскаты, гром орудий

И комдив Батюк командует: «Вперед!»

Идут в атаку танки, кони, люди

Взять высоту, курган – он нашим будет!

Берется дзот, «погашен» пулемет…

А наша Рита с санитарной сумкой

Бежит на помощь раненым бойцам.

Где перебежкой, где-то по-пластунски.

Окоп. Воронка. Труп.

Вот снова лунка…

И слышен стон, и кровь бежит с лица.

Несвязный бред должно быть командира…

И чья-то речь чужая чуть вдали.

Скорее бинт! Ползет обратно Рита,

На спину тело слабое взвалив.

Тот командир очнулся в лазарете,

И первым словом: «Где же мой планшет?

Там план, там… В общем, он секретен»

«Планшетки с вами не было» - в ответ.

«А кто же вынес меня с поля ночью?»

«Наверно, Рита, девушка одна».

«Найдите Риту! Это важно очень!

Я потерял. Теперь моя вина».

Нашлась и Рита. Снова под обстрелом

Отважно по окопам поползла

Искать планшет… Нашелся!

Был он, к счастью, целым!

Так санитарка, девушка с Урала,

И командира, и секрет спасла!

Потом был бой. И санитарке Рите

Девичью грудь осколком обожгло.

Успев сказать товарищам «Простите…»,

Ушла в курган, ушла в небытие..

...Нет, не ушла. Гласит одна легенда,

Что в образе у Храма Всех Святых

Та девушка в пилотке с монумента –

То наша Рита – в ней ее черты!

Михаил ЗАВОДОВ


Обновлено ( 03.02.2023 10:05 )