Культура -
Культура
|
07.09.2017 14:34 |
Умелый боец везде молодец
Броня крепка, и танки наши быстры,
начиная от «Ильи Муромца» и заканчивая «Арматой»
Всегда с интересом пишу материалы о различных видах Вооружённых Сил России. Сегодня я окунусь в тему, раскрывающую суть танковых войск.
Увлекательна история появления танков. В 1874 году во Франции появился проект бронированного вооружённого поезда, катящегося по повёртывающимся рельсам. Правда, об авторе проекта сказали: «Человек сошёл с ума». В 1914 году В.Д. Менделеев (сын учёного) разработал чертежи боевой машины на колёсах. А конструктор А.А. Пороховщиков создал вездеходную машину на гусеничном ходу. К сожалению, его изобретение не было даже запатентовано, поэтому формально история танковых войск начинается с английского изобретения, появившегося в сентябре 1916 года на позициях англо-германских войск. Среди ночи солдаты были разбужены страшным грохотом и появлением из темноты невиданных машин, которые были встречены криками: «Ах, это нечистая сила! Спасайся, кто может!» И германский фронт был прорван. Машины были доставлены сюда секретно. Их обшили досками, на которых была надпись «танк». В то время это слово имело одно значение - бак. Естественно, ничего общего между танками и баками нет, но слово «танк» прижилось и приобрело новое значение.
В советской России массовое производство собственных танков началось в 1920 году. Первые танки имели такие названия: «Борец за свободу товарищ Ленин», «Парижская коммуна», «Илья Муромец». В конце 30-х появляется средний танк Т-32 конструктора Кошкина. Скорость его была 65 км/час. Сломав толстую сосну, он мог спуститься к реке, пересечь ее, почти не снижая скорость, и уверенно взобраться на крутой холм. Не зря в народе появилась поговорка: «Танк не боится ни пулеметных точек, ни болотных кочек».
Легендарным в годы Великой Отечественной войны стал танк Т-34, отличающийся высокой мощностью двигателя, ставшего прототипом двигателей современных танков. Солдаты вермахта были уверены в превосходстве немецкого оружия. Но очень быстро оказалось, что советский танк сравним по своим качествам и возможностям с немецкими танками и способен противостоять противотанковым орудиям, которые применялись в тот период. Существуют документальные сведения о том, как однажды немецкий офицер-танкист сказал: «У нас не было ничего для борьбы с Т-34». Маршал фон Клейст, у которого через шесть лет после окончания войны взял интервью английский историк сэр Бэзил Генри Лиддел-Гарт, заявил, что он был потрясен танком Т-34 и считал его «лучшим танком в мире».
Броня крепка, и танки
наши быстры,
И наши люди мужества полны:
В строю стоят советские
танкисты -
Своей великой Родины сыны.
(Марш советских танкистов)
На танке Т-34 начал свою армейскую службу в Германии в 1955 году и уроженец с. Свердловского И.А. Бабушкин (1936 г. р.). Все три года службы он являлся водителем-механиком боевой машины. Иван Афанасьевич вспоминает, как, впервые сев за рычаги танка, почувствовал, что от волнения трясутся ноги. Произвели на новобранца впечатление и остановка танка, происходящая при отдаче от выстрела из пушки, и раскалённая гильза, упавшая за его спиной. Доставлял неудобства и горячий воздух, образующийся от выстрела и бьющий по глазам в смотровые щели. Но постепенно страхи исчезли, и маленькое пространство перестало угнетать.
Со смехом Иван Афанасьевич рассказывает:
- Я, как водитель, был в лучшем положении, чем мои товарищи. Царствовал в своём мире педалей и рычагов, управляющих приводов, датчиков, контрольных и измерительных приборов. Помимо водителя экипаж танка состоит ещё из трёх человек: командира, наводчика, заряжающего. И все они находятся в боевом отделении и башне, а там теснота неимоверная. В выгодном положении я был и в тот момент, когда после построения экипажа перед танком нам необходимо было за восемь секунд оказаться внутри него. У меня был отдельный люк.
Иван Афанасьевич досконально изучил устройство своего танка. Железная махина была покорена, но справляться с ней, в случае поломок, приходилось всему экипажу. Взять хотя бы ходовую часть, состоящую из гусеничного движителя с подвеской. В нём две гусеничные цепи, по два ведущих и направляющих колеса и 10 катков. В гусеничной цепи 72 трака, а вес одной гусеницы составляет 1200 килограммов. Четверо танкистов с трудом натягивали гусеницы.
Броня от солнца горяча,
И пыль похода на одежде.
Стянуть комбинезон с плеча -
И в тень, в траву,
но только прежде
Проверь мотор и люк открой:
Пускай машина остывает.
Мы все перенесем с тобой -
Мы люди, а она стальная...
(С. Орлов)
Нравилось Ивану Афанасьевичу преодолевать препятствия на танкодроме: проезжать по двум брёвнам над ямой с водой, объезжать «воронки», управлять танком на подъёме и спуске. После таких упражнений машина покрывалась ошмётками грязи, которую экипаж счищал. Особенно трудно было очистить от грязи гусеницы. И тогда Иван Афанасьевич придумал простой способ: выезжал на бетонную дорогу и на пятой скорости гнал, а грязь при этом вылетала фейерверком. За что, правда, не раз и попадало лихому танкисту от командующего состава.
На полигоне в Магдебурге во время стрельб Иван Афанасьевич представлял, как Гитлер тренировал своих солдат. Тоска охватывала сердце. Перед глазами вставала картина прощания с отцом, Афанасием Ивановичем, уходившим в 1941 году на фронт. На тот момент маленькому Ване было пять лет. Он стоял на подоконнике и смотрел сквозь стекло на кошевую, что подъехала к воротам. Отец медленно пошел к ней, но обернулся и, увидев в окне сына, побежал обратно в дом. Там прижал к себе Ваню и сунул ему в ручонку серебряный рубль, который мальчик долго хранил. Потом были письма с фронта, которые мама читала вслух. И в каждом письме для детей отец рисовал красивых лошадей. Афанасий Иванович погиб в Венгрии, не дожив до Победы всего месяц. Мама, Прасковья Михайловна, осталась мыкать горе с четвёркой детей одна. Семья сильно голодала, и маленький Ваня вынужден был ходить с холщовой сумкой в Полдневую и просить милостыню. С волнением Иван Афанасьевич вспоминает, как маме за месяц работы на нефтебазе давали восемь килограммов муки, которую делили на малюсенькие горстки, заливали кипятком и замешивали «заваруху». Ели корни лопухов, крапиву. Носили круглый год лапти, в них ходили по всей зиме и в лес за дровами. С восьми лет Иван работал на покосах. Бригадир соберёт ребятишек по всей деревне, посадит в телегу и увезёт на неделю в луга. Там они и спали на фуфайках. В сенокосную страду колхозников кормили гороховым киселём, чему ребята были безмерно рады. По осени собирали колоски. А став чуть старше, Иван боронил на лошадке. Помнит он и то, как писал на старых газетах чернилами из сажи. А однажды мама привезла берёзовые дрова. Надрав бересты, Иван на ней решил примеры. Утром принёс бересту в школу, учительница ужаснулась и подарила ему две настоящие тетради. Много горестных воспоминаний приходило в голову танкисту на немецком полигоне, и, видя движущиеся деревянные мишени, выкрашенные в зелёный цвет, он яростно дёргал рычаги, помогая наводчику и заряжающему бить «врага», при этом твердя поговорку: «От врагов одни останки оставляют наши танки»!
Помнит Иван Афанасьевич, как во время так называемых венгерских событий в 1956 году держали машины в боевой готовности и спали, не раздеваясь. У каждого под кроватью находился вещмешок с продуктами.
На последнем году службы танкисты простились с верными машинами Т-34, их заменяли танками Т-54. Пока ждали новую технику, прошли обучение на плавающих танках. Стрельбы проходили на огромном пруду. В двух километрах от пруда находился заброшенный сад, куда по выходным с удовольствием ходили танкисты. Иван, не видевший в жизни яблок и черешни, вволю поел фруктов.
По окончании службы преуспевающему водителю предложили остаться в армии и обучать новобранцев вождению, но Иван, помня о матери, поехал домой. В родном совхозе устроился в МТС медником-паяльщиком, которым и проработал всю жизнь.
Рассказ об особенностях службы в танковых войсках продолжает другой житель с. Свердловского В.Ф. Липин (1952 г.р.), утверждающий, что танк - это сложная машина, включающая в себя большое количество взаимосвязанного оборудования и вооружения. Виктор Фёдорович служил в Чехословакии в мотопехотном полку в танковом батальоне. Его верными товарищами стали танки Т-54 и Т-62, в экипажах которых, он был заряжающим. Виктор Фёдорович отлично разбирался в снарядах: бронебойных, осколочно-фугасных, кумулятивных. Каждый снаряд весит по 30 килограммов. Помимо обязанностей заряжающего, ему, как и всем членам экипажа, приходилось подготавливать танк к бою: проверять орудие, загружать боекомплект, заправлять топливом. Еще один очень важный фактор – это взаимозаменяемость членов экипажа. То есть в случае необходимости механик-водитель должен суметь прицельно выстрелить из орудия, а заправляющий – взять управление на себя. Командир же должен уметь и то, и другое.
Виктор Фёдорович с теплотой вспоминает вождение, стрельбы на полигоне, марш-броски и парад в Праге, где танки их батальона принимали участие.
Родился Виктор Фёдорович в Сажино, но, следуя за отцом, специалистом молочного производства, в 1960 году он оказался в с. Свердловском, где родители устроились работать на молзавод. Здесь он пошёл в первый класс и начал свою трудовую деятельность. С десяти лет уже самостоятельно чистил жерди для оглобель, возил волокуши. В 15 лет возил на тракторе стройматериалы. А по окончании десятилетки сразу призвался в армию. Отслужив, два года возглавлял комсомольскую организацию совхоза имени Свердлова. Потом трудился механиком в первом отделении и учился заочно в сельхозтехникуме г. Красноуфимска. А затем 37 лет являлся механиком совхоза по тракторам. Виктор Фёдорович большой труженик и прекрасный семьянин. Сам выстроил дом. И мы застали его на пилораме, работающим на станке. Мужчина готовил материал для постройки бани.
Я же, заканчивая рассказ о танкистах, вспоминаю пословицу: «Умелый боец везде молодец», которая очень подходит к моим героям, мужчинам, достойно служившим Отечеству, также трудившимся во благо людей и семьи.
Татьяна Костырева
|
Культура -
Культура
|
27.07.2017 13:00 |
Уважаемые земляки! Хотелось бы обратиться к вам с огромной просьбой беречь зеленое убранство поселка Арти! Наше счастье, что мы живем на уральской земле – воистину второй альпийской Швейцарии: все те же горы, покрытые сосновыми и еловыми лесами, все те же реки, пруды и озера, раскинутые по бесконечным просторам. Наши пейзажи ни в чем не уступают альпийским лугам и лесам. Отличие лишь в пейзажах наших деревень, сел и поселков: даже наши деревни, изначально рожденные в зеленом убранстве лесных массивов, «полысели», зарастая сорняками. А некогда хотя бы отчасти озелененный районный центр так же «лысеет». Вы только подсчитайте, какого количества деревьев лишился он за последние годы! Тут и там спилены десятки тополей, рябин, черемух и берез на улицах Рабочей молодежи и Ленина. А взамен ничего не садится. Посмотрите на архивные снимки из прошлого в Интернете, публикуемые В. Гердовым: еще в 1960-70-х годах у каждого второго-третьего дома росли деревья, улица Ленина обзаводилась местами даже небольшими аллеями, росшими вдоль тротуаров, при том, что уровень автомобилизации в ту пору был ниже. Сегодня же при нынешнем количестве частных авто и грузового транспорта каждый населенный пункт вдвойне нуждается в зеленых насаждениях, дабы наши дети могли дышать более чистым воздухом.
Я прекрасно осознаю, что многие тополя отжили свой срок и спилены вполне резонно во избежание их падений и всех сопутствующих возможных неприятностей: порывов электро- и телефонных сетей, проломов крыш, повреждений частных легковушек, во избежание несчастных случаев и т.д. Сегодня большинство мегаполисов также избавляются от тополей и прочих старых деревьев, но… В городах отжившие срок деревья заменяют другими, озеленением улиц занимаются специальные организации. В нашем дотационном бюджете нет средств на подобную организацию, и проблема озеленения должна волновать самих домовладельцев.
В свое время я неоднократно предлагал (в советские и постсоветские годы) проводить озеленительные субботники хотя бы по центральным артинским улицам, то есть развозить по домовладельцам саженцы. Сегодня это невозможно, поскольку едва ли частные лесопредприятия откликнутся на предложение: заготовить и развезти по улице саженцы. И у поселковой администрации на подобные мероприятия нет средств: слава богу, сегодня решена проблема освещения поселка. И районный центр все-таки становится краше и уютней год от года, за что огромное спасибо главе поселка П.В. Кетову и предпринимателям, ухаживающим за прилегающими территориями к своим торговым центрам! Поэтому остается надеяться лишь на собственные усилия, сделать наш поселок, в котором жить нашим детям и внукам, более зеленым, красивым и здоровым. Ну, не нравится вам старое кривое дерево, зачем же сразу его уничтожать? Спилите до возможного минимума: дерево отзовется десятком новых ветвей и густой листвой, став краше, чем десятки лет назад. Пример тому - кленовые посадки при Артинском агротехникуме, убогие полувысохшие деревья превратились в восхитительную красавицу рощицу!
Не менее нагляден пример коллектива районной ветстанции: срезали две трети огромных тополей и ежегодно их подпиливали, благодаря чему деревья обзавелись красивой, густой, радующей глаз огромным количеством зелени кроной.
Думается, каждый водитель, имеющий машину, вполне способен привезти пару саженцев. Ей богу, через десять лет Арти бы выглядели более красивыми и ухоженными!
Владимир Борисов
|
|
Культура -
Культура
|
11.08.2017 11:28 |
Прошу прощения, но я опять-таки о нашем отношении к благоустройству поселка.
Сколько говорилось о необходимости строительства пешеходной дорожки с улицы Рабочей молодежи к детсаду «Березка»? Спасибо руководителю «Артидорстрой» А. Валявину, отстроившему замечательную пешеходную дорожку в переулке. Радости родителей, водивших детей в детсад, и пешеходов прилегающих к переулку улиц, не было предела, но… В первый же год новая пешеходная дорожка начала варварски разбиваться: поначалу один из домовладельцев привез на тяжелом грузовике дрова, раздолбив дорожку у дома, потом дорожку начали чистить от снега бульдозерами, разбивая в крошево деревянные ограждения асфальтового покрытия и вырывая куски асфальта, потом вообще начали рыть поперек дорожки канавы для водопроводов, оставляя после себя двухметровые ямы, попросту заваленные гравием на полметра ниже асфальтового покрытия! Слава богу, в этом году все выбоины были отремонтированы. За исключением одной огромной, оставшейся, по всей видимости, от прокладки водопровода.
Как можно «так снисходительно» обращаться с благоустройством, делающимся для нашего же блага? Как не стыдно нам, взрослым артинцам, когда поселковая администрация, имеющая скромный бюджет, делает доброе дело в первую очередь для наших детей и внуков! Многое уничтожается без жалости, без искреннего желания сохранить благоустройство поселка для элементарной красоты и удобства жителей.
Последняя история… Лишь в прошлом году, согласно замечательной федеральной программе, была отстроена шикарная пешеходная асфальтированная дорожка от автобусной остановки «Артинский техникум» до перекрестка на ул. Рабочей молодежи: речь все о том же детсаде «Березка». Не прошло и года – дорожка порушена в двух местах, зияя сорванным какой-то техникой асфальтом. Между тем напомню, что ГИБДД призвано штрафовать водителей, разъезжающих по пешеходным дорожкам, и уж тем более водителей грузовиков и тракторов, крошащих асфальтовое покрытие в бесформенную массу. Стоит ли объяснять, что наши сельские асфальтированные пешеходные дорожки, в отличие от екатеринбургских и прочих городских, совершенно не приспособлены для езды грузовиков и тракторов? Мы, россияне, снисходительно смеемся над европейцами и американцами, «стучащими» на незаконопослушных соседей, нарушающих общепринятые правила общественной морали. И прощаем трактористу, раздолбившему в крошево пешеходную дорожку, отстроенную для твоих детей и внуков. Хотя в принципе было бы справедливо самому восстанавливать порушенный асфальт. А в итоге имеем то, что имеем.
Владимир Борисов
|
Культура -
Культура
|
14.07.2017 14:59 |
Продолжая тему истории артинской эстрады, перехожу к воспоминаниям В.А. Ершова, традиционно именующегося в среде артинских и первоуральских музыкантов (поскольку он давно живет в Первоуральске) Владимиром Санычем. Он без ложной скромности наш легендарный музыкант, благодаря которому, собственно, и появились в Артях гитарные вокально-инструментальные ансамбли. Все последующие серьезные артинские ВИА в той или иной степени учились на гитарном наследии Владимира Ершова.
Своими руками
- Есть что вспомнить… Так уж сложилось, что вся моя жизнь связана с музыкой. Заинтересовался гитарой, еще будучи пацаном. В ту пору поселок делился на микрорайоны, постоянно враждовавшие друг с другом. Молодые ребята дрались нещадно. Я жил за Долгим мостом, не дававшим спуску другим микрорайонам. У нас «хулиганским авторитетом» и бойцом, известным на весь поселок, слыл Петр Самылов. Он-то и играл на семиструнной гитаре в кругу парней, собиравшихся вечерами на улицах. Что называется, «первый парень на деревне»: парни уважают, девчонки льнут. И мы, пацаны, тянулись к старшей компании, слушая с восторгом песни закоренелых мореманов и суровый «блатняк». У Петра я начал подсматривать первые гитарные аккорды, выпросив у родителей семиструнку. Однажды на соседнюю улицу на лето приехал из Свердловска Саша Ланских, прилично игравший на шестиструнной гитаре. Мне показалось, что звучит она как-то богаче что ли, по-рок-н-ролльному. Мы подружились. Я начал самозабвенно осваивать шестиструнку. Саша был поклонником зарубежной группы «The Ventures», игравшей инструментальную музыку. И понеслось… Первые скопированные мелодии, исполнявшиеся на двух гитарах, позволили нам обзавестись первыми «поклонниками». Мы не без гордости музицировали в кругу друзей, поскольку гитарных ВИА в поселке еще не было.
«Три гитары, барабан, четверо друзей»
Мое приобщение к вокально-инструментальному творчеству началось с того, что Каргополов уезжает обратно в Свердловск, устроившись в ресторанный оркестр. Мы в дальнейшем ездили к нему в гости… Ко мне обращается С. Власов с друзьями, предлагая основать гитарный коллектив, поскольку «мир заражен рок-н-роллом и битломанией, а наш славный поселок до сих пор «неосчастливлен» божественным звучанием электрогитар». Надо ли говорить, с каким воодушевлением принял я это предложение? Смущало лишь то, что вожделенно желанных электрогитар не было в продаже. Даже акустических шестиструнок не было.
Меня устраивают на полставки (в 16 лет) руководителем ВИА в заводской клуб. Две шестиструнки мастерим из простых семиструнных гитар, оборудовав их самодельными «звучками» (звукоснимателями), бас-гитару сварганили самодельную из многослойной фанеры с грифом от акустической гитары. Струны бас-гитары намного толще, но голь на выдумку хитра! Приспособили к басухе струны от пианино. Акустические колонки и микрофон, «кинаповский» усилитель выделили из оборудования клубной кинобудки. Чиним, паяем, экспериментируем, начинаем репетировать. В общем, «Три гитары, барабан, четверо друзей», как пелось в свое время. В конечном итоге сформировался следующий состав: басист - Петр Мусихин (брат бывшего солиста Павла Мусихина), на ритм-гитару пришел В. Улатов, за ударные садится Н. Коколей, я, соответственно, на соло-гитаре. Нами двигали вдохновение и вера в будущее! Шаг за шагом мечты претворялись в жизнь: купили настоящие первые советские электрогитары, три «Тоники». И сегодня, переиграв в своей жизни на массе шикарных электрогитар лучших мировых музфирм, я до сей поры помню восхищение нашими родными «Тониками». Новенькие, сверкающие черным лаком и переливающимися настоящими электрогитарными струнами – они были нам дороже всех благ и вещей!
Следующий этап - мы начали играть не только «инструменталы», но и исполнять песни после прихода в коллектив солистки Валентины Липиной. Запел Виктор Улатов – мы стали полноценным ВИА, переиграв многие песни звездной Аиды Ведищевой. Концертов было много, объездили с ними весь Артинский район. В 1970 году басиста П. Мусихина заменил небезызвестный артинцам спортсмен и футболист Геннадий Паздников.
В 1971-м я ухожу в армию. Служил в армейском ансамбле. Руководителем заводского клубного ВИА по совместительству устроился Евгений Бородин, преподаватель музыкальной школы.
Что нам стоит дом построить?
РДК строили, как помнится, долго и мучительно. Наконец, достроили. Мне дают ставку, предложив собрать ансамбль. Опять с нуля. Аппаратура простенькая, примитивная. Правда, имелись гитары «Урал» с «Тоникой», клавиши «Юность» и чешская басуха «Рубин». Приглашаю Ф. Борисова на бас-гитару (Федор с А. Маховым уже играли в школьном ансамбле, начинали играть в перерывах основного состава в заводском клубе), вокалист и гитарист – Г. Федяков, с которым работали еще в клубе, на ударных – Н. Коколей. Играли вчетвером: мне приходилось работать и за гитариста, и за клавишника, но играли рок-н-ролл и западный рок. Наконец, нам покупают комплект аппаратуры «ЭСКО-100» - «чудо» советского музпрома. Слава богу, в комплект входил ленточный ревербератор, дающий эффект «эхо» – это порадовало; аппарат, по крайней мере, был полезен, как голосовой. А петь приходилось в «козьи ножки», постоянно «фонящие» магнитофонные микрофоны. Потом все-таки приобрели настоящие электретные. Директором РДК была С.К. Малышева, собравшая дружный, интересный коллектив.
С огромной теплотой вспоминаю всех артинских музыкантов, моих друзей. Жаль, что многие уже ушли из жизни: вечная память Г. Федякову, С. Танаеву, И. Томашевскому. Естественно, детство, юность, артинские ДК, сформировавшие меня как музыканта, оставили самые добрые воспоминания. А наши Арти, наша природа, любимый пруд восхитительны и дороги! Признаться, все собирался, дожив до пенсии, вернуться на родину, жаль, что пока не получилось.
На новом месте
В августе 1980-го переезжаю в Первоуральск. Поначалу устроился на Новотрубный завод слесарем-ремонтником. На заводе собрал группу музыкантов. Наша команда засветилась на городском уровне, заняв первое место в заводском смотре, группу начали приглашать на городские праздничные концерты. Мне предлагают поработать музыкантом в популярном одиозном первоуральском кафе «Спутник». Кафе славилось своей программой «Шоу-группа Урфин Джюс», была танцевальная группа, интересные, юморные ведущие, приличная живая музыка, ставили шоу-спектакли. Я увольняюсь с завода, параллельно устроившись руководителем ВИА в городской Дворец пионеров и в «Спутник». Далее работал во Дворце культуры Новотрубного завода худруком студии «Аукцион», затем заведующим студией звукозаписи. Звукозаписью занимаюсь по сей день в домашней студии, поскольку переквалифицировался в «пенсионэра».
Нужно сказать, что город Первоуральск богат на таланты, я благодарен судьбе, подарившей мне возможность работать и общаться с замечательными музыкантами. В том же «Спутнике» работали с Г. Гемазетдиновым, Н. Петровым. Петров был приглашен гитаристом к В. Бутусову в «Наутилус», Гемазетдинов переехал в Москву, работает гитаристом у Ю. Антонова. А сколько моих воспитанников-музыкантов прошло через Дворец пионеров и Дворец культуры – всех и не упомнишь! Некоторые воспитанники также стали профессиональными музыкантами, работают в Первоуральске и в серьезных российских командах, что, безусловно, меня очень радует.
Я ж сегодня с интересом слежу за творчеством Р. Андриянова. Рома, безусловно, талантлив, как музыкант и аранжировщик. Жаль, что живая эстрада в Артях уходит в прошлое. По крайней мере, я рад, что осталась хотя бы одна команда. Я имею в виду рок-группу Павла Мокрушина. Паша, продолжай играть и творить! Удачи дерзнувшему собраться по старой памяти ВИА Анатолия Неволина. Всем землякам - здоровья и благополучия!
Владимир Борисов
|
|