Отведаем перемечи на Пеледыш пайреме

Добро пожаловать в культуру мари!

 

Уже стало традицией в июне проводить в одном из населенных пунктов Артинского городского округа слет краеведов в рамках проекта «Этнокультурная карта Артинского района», организаторами которого являются специалисты МАОУ АГО «ЦДО». В этом году слет прошел в деревне Малые Карзи 20 июня и был посвящен 100-летию образования Артинского района. Экспедиционные отряды из 14 образовательных организаций Артинского ГО и четырех филиалов прибыли на обозначенную проектом территорию, чтобы познакомиться с марийской культурой.

Программа слета была очень насыщенной, интересной и разнообразной. При въезде в Малые Карзи уже чувствовалось, что гостей ждут: обозначены указатели, оформленные воздушными шарами с названием мероприятия, баннер с надписью «Добро пожаловать!» Встречали участников слета Александр Анатольевич Вятченников, глава Малокарзинской сельской администрации, Татьяна Геннадьевна Елисеева, директор школы, Жанна Ивановна Черепанова, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями, Борис Митрофанович Петров, педагог школы.

 

ОТ ШОРЫКЙОЛА

ДО КЫЛМЕ

На территории школы всех участников слета хозяева праздника встретили блинами с маслом под исполнение марийской песни. Экспедиционные отряды поделились на группы и в сопровождении педагогов отправились по классным комнатам знакомиться с особенностями национальной марийской культуры с учетом календаря традиционных марийских праздников. Каждый кабинет был оформлен в соответствии с зимними, весенними, летними и осенними месяцами.

Нам рассказали о гаданиях, которые проходят в январе, о том, что зимний месяц - январь - у марийцев называется шорыкйол. «Шорыкйол» («овечья нога») - это один из самых известных марийских обрядовых праздников, который отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря). Марийцы связывали с этим праздником благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. В первый день праздника девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Этот ритуал должен был обеспечить плодородие и благополучие в доме. Серьезное значение марийцы придавали различным гаданиям. Они в основном были связаны с предсказанием судьбы. Неотъемлемой частью «Шорыкйола» является шествие ряженых. Хозяева дома стараются встретить ряженых как можно лучше. Ребята поучаствовали в обряде гаданий, поучились элементам дробного выстукивания марийского танца. Благодаря особой архитектонике и пластичной выразительности танцы мари очень отличаются от других этнических танцев.

В другом кабинете детей знакомили с весенними месяцами: март на марийском языке называется шошо, а апрель – вудшор. Познакомили с блюдами национальной кухни, поделились рецептами и, конечно, угостили вкусной марийской едой. Одно из главных блюд - подкогыльо или подкоголи - переводится как «вареные пирожки» - это марийское блюдо напоминает вареники или пельмени, но они больше по размеру, готовятся с мясом или творогом, с картофелем или грибами. Есть еще одно значимое праздничное блюдо марийского народа - коман-мелна - это уникальное блюдо представляет собой «трехслойные блины», по традициям их готовят на свадьбу в качестве национального блюда и на марийскую Масленицу. Блюдо перемечи (туаткал) – шаньга, напоминающая классическую русскую ватрушку, но со своей изюминкой. В качестве начинки используются творог, картофель, малина, смородина и земляника. Блюдо туара представляет собой сухие творожные сырники.

В мае и в летние месяцы (май по-марийски - ага, июнь – пеледыш, июль - сурем, август – сорла), когда проснулась природа, зазеленела трава, на деревьях распустилась листва, защебетали птицы, хочется отдыхать, играть и развлекаться. Игры в культуре каждого народа занимают важное место, они помогают детям становиться взрослыми, расти крепкими и здоровыми, смелыми, мужественными, ловкими, выносливыми, воспитывают уважительное отношение к культуре родного края. На территории Малокарзинской школы были организованы национальные марийские игры и забавы. Игры являлись непременным элементом марийских обрядовых праздников, например, шорыкйол (Рождество), уярня (Масленица), пеледыш пайрем (Праздник цветов). Среди марийских игр есть игры, связанные с культом земледелия: «Маке уден» («Посев мака»), «Йытын курын» («Теребление льна»). Поиграв в несколько национальных марийских игр, участники отправились дальше знакомиться с национальной культурой.

Людмила Петровна Шалкиева и Анжелика Анатольевна Скрипова погрузили нас в красоту марийских национальных нарядов, рассказали об особенностях марийского костюма. Женский марийский костюм состоит из длинной холщовой рубахи («тувыр»), служившей одновременно нательной и верхней одеждой. Платье дополняется нагрудным украшением яга, поясом («ушто») и передником («ончаласакыш»). Верхняя одежда – шовыр, распашной летний из белого домотканого холста кафтан. Главная особенность женского убранства кроется в головных уборах - башлык или шымакш. Это прямоугольный кусок холста, углы которого на одной из узких сторон скреплены и составляют треугольник, образующий колпачок. Остроконечная часть выставляется надо лбом, а нижняя, полотенчатой формы, спускается на затылке до плеч. Первый надевали невесте в первый день свадьбы, а второй носили замужние женщины. Кроме того, у прекрасных мариек был такой головной убор, как солык (треугольный наплечный платок).

 

МАЛОКАРЗИНСКИЕ

МАРИЙЦЫ И КУНГУРСКИЕ – БРАТЬЯ

В школьном музее Борис Митрофанович Петров рассказал историю возникновения и развития деревни Малые Карзи. Деревня Малые Карзи (Иванайково) основана на речке Карзюшке черемисами (марийцами) - выходцами из Кунгурского уезда Пермской области в 1760 году. Краевед В. Ганькина утверждает, что малокарзинские марийцы относятся к особой группе «кунгурских» марийцев, а жили они рядом с горномарийцами и чувашами.

Людмила Борисовна Байрашева рассказала, что по месту обитания и языковым различиям марийцы делятся на четыре группы: луговые - основное население республики Марий Эл, горные, живущие в южных районах Марий Эл и Кировской области, восточные - в республиках Башкортостане, Татарстане, Свердловской области и Пермском крае, северо-западные - в ряде районов Кировской (Яранский, Кикнурский, Тужинский, Санчурский) и Нижегородской (Шарангский, Тоншаевский, Тонкинский) областей и в крайней северной части Килемарского и Медведевского районов республики Марий Эл. Поэтому и в языке различается четыре основных наречия: луговое, восточное, горное и северо-западное. Людмила Борисовна познакомила участников с марийским алфавитом и произношением марийских слов. В основу алфавита марийского языка положена графика русского алфавита.

В осенние месяца после завершения сельскохозяйственных работ (сентябрь – по-марийски идым, октябрь – шыжа, ноябрь – кылме) женщины вышивали, ткали, пряли или изготовляли обрядовых кукол, кукол-обережек. Например, когда младенца вынимали из люльки, туда взамен клали куклу - чтобы не проник злой дух. Если ребенок заболевал, то куклу выбрасывали, полагая, что вместе с ней уходит и недуг. Поэтому куклы были безликими, кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых духов и, значит, в любом случае безвредным для ребенка. Кукла должна была приносить своей маленькой хозяйке благополучие, радость жизни и здоровье, а не служить вместилищем злых духов. Изготовление магической обрядовой куклы – целый ритуал, при котором использовать ножницы, иглы и другие колюще-режущие предметы запрещалось – чтобы счастье-судьбу не колоть и не резать. Лоскутки ткани рвали руками на меньшие куски, скручивали веревочками и нитями. При создании куклы каждая мелочь имеет значение. Обо всем этом нам рассказали Ангелина Чапаевна Иванова и Ирина Ивановна Ильина и вместе с детьми изготовили куклу-оберег.

ТОЛЬКО ШАШКА КАЗАКУ – ПОДРУГА

На территории сельского Дома культуры продолжилась программа слета. Показательные выступления провели казаки общества «Ильчигуловский курень». Владение традиционным казачьим оружием - шашкой - это неотъемлемая часть подготовки казаков. Рубка мишеней шашками (пластиковые бутылки, наполненные водой), рубка «лозы» (каждые пять сантиметров) впечатлили всех участников слета и вызвали бурю положительных эмоций.

Выступили вокальная группа «Шонанпыл», танцоры Багышковского сельского клуба, вокальная группа «Хуторок», солистка Л.Б. Байрашева. Закончился слет краеведов общим большим хороводом «Венок дружбы».

Возвращаясь домой, участники слета остановились в д. Андрейково, чтобы посетить музей первого марийского писателя Алексея Эрыкана (А.Н. Семенова). О творчестве писателя и поэта рассказал Семен Николаевич Ильин, председатель общества мари.

Спасибо всем жителям деревни Малые Карзи, которые оказались неравнодушны к нашему мероприятию, которые с радостью и гордостью рассказали о своей уникальной культуре. В слете краеведов приняли участие 185 человек, из них 124 школьника.

Культура каждого народа имеет свою ценность и уникальность, и мы должны хранить ее. Несмотря на то, что наши народы проживают в нескольких километрах друг от друга, у всех у нас есть общий дом – Артинский район на уральской земле. И никакие границы не смогут помешать нам дружить, общаться и любить.

С. МАКСУНОВАметодист ЦДО