Гузаль Мухаматшарифовна  Дусметова


Автопортрет учителя рисования

От всех нормальных девчонок пахнет духами,

а от нас - скипидаром да масляными красками.

 

ДЕТСТВО, ГДЕ КАРТИНЫ НА ЛЬДУ И ВЫШИВКА НА ЗАНАВЕСКАХ

Зима. На глади сверкающего льда маленькая девочка, рисующая стеклышком незамысловатые узоры. Снежинки пушистыми звездочками мягко приземляются на прочерченные линии, словно добавляя рисунку последние штрихи. Рядом с веселым смехом катаются дети, а юная художница, не замечая их, любуется переливами солнечного света, играющими на ледяном шедевре.

Гузаль, обладая особым чувствованием красоты, еще малышкой любила наблюдать, как бабушка Шамшинур вязала шали, как пух превращался в кружево узоров. Уже тогда она начала осваивать петельки, создающие полотна. Позже вместе с бабушкой строчила на машинке занавески, вышивала узоры.

Я крючком тихонечко вязала
Незатейливые 
бабкины узоры,

Крестиком сидела вышивала

Полотенца, скатерти, подзоры.

На холсте вдруг сказка оживала

Радугой из разноцветных ниток.

Я смотрела и еще не знала,

Что все это будет не забыто...

(Т. Петрова)

Гузаль, как только старшая сестра Лилия выпустилась из детского сада, тоже не стала туда ходить. Каждое утро с постоянным упорством она сопровождала сестру до школы, упрямо проходила в класс и садилась на заднюю парту. Учительница давала ей старые прописи, а Гузаль старательно выводила буквы. Так маме, Сагинур Шакировой, пришлось раньше положенного срока отдать вторую дочку в школу.

Семья жила в Бакийково, а школа находилась в Усть-Манчаже. В классе Гузаль обучалось десять мальчиков и четыре девочки, поэтому постоянно приходилось доказывать мальчишкам, кто в классе главный! Мальчишки Гузаль уважали - она была боевая и находчивая. Вместе они играли в казаков-разбойников, купались, собирали черемуху, рябину, пижму - все это сушили и сдавали в заготпункт, где за сырье им выдавали пластинки апельсиновой жевательной резинки.

Когда родился брат Ренат, сестры помогали родителям в его воспитании, помогали они и по хозяйству. Мама трудилась страховым агентом, а папа - трактористом. Кстати, Мухаматшариф неплохо рисовал, что и передалось Гузаль. Все школьные годы она состояла в редколлегии и оформляла стенгазеты, поэтому, окончив восьмилетку, поступила на художественно-графическое отделение в Красноуфимский педколледж, а затем продолжила обучение в Нижнетагильском пединституте.

- Мне нравилось учиться, - признается Гузаль Мухаматшарифовна, - особенно любила пленэры (метод создания художником живописи вне помещений и мастерских, на городской улице и на природе). Писать картины при естественном освещении, ощущать богатство окружающих красок и изменение цвета - это эстетическое наслаждение. Может, поэтому я выделяю творчество русского живописца, импрессиониста Константина Коровина. Его картины удивительны: сочетание цветов, тона, передача воздуха. Мы с подружками часто шутили: от всех нормальных девчонок пахнет духами, а от нас - скипидаром да масляными красками.

Гузаль Мухаматшарифовна показывает мне свои работы: портреты девушки с копной рыжих волос и утонченной брюнетки, деревенский дом с палисадником, драматический театр, Николо-Павловский храм… И каждая работа потрясает достоверностью, особым настроением.

НАУЧУ ВАС ВИДЕТЬ МИР ПРЕКРАСНЫМ

В 1993 году, получив диплом, устроилась учителем ИЗО и черчения в Каменск-Уральскую школу №1 и параллельно в Детскую художественную школу имени В.М. Седова, где преподавала живопись и бумажную пластику. В 2022 году вышла замуж и переехала к мужу И.И. Дусметову в с. Азигулово, где начала трудиться учителем ИЗО, черчения и технологии.

- Все мои увлечения, - признается Гузаль Мухаматшарифовна, - стали моей профессиональной деятельностью. Я открываю для детей замкнутое пространство кабинета и погружаю их в мир искусства, предоставляю возможность побывать в роли художника.

Искусство - нежнее ребенка певец,

Искусство - горение наших сердец,

Искусство - могучая сила батыра,

Искусство - чудесное зрелище мира,

Искусство свободно, как взлет соколиный,

Искусство прекрасно, как крик лебединый,

И грациозно, как поступь оленя,

Оно упоительней всех наслаждений…

- Мне важно, - продолжает учительница, - чтобы мои воспитанники научились рисовать и смотреть на мир по-иному, видеть красоту в простых вещах. Стараюсь, чтобы посредством рисования дети учились мыслить. Еще мне нравится нестандартность мышления, которая проявляется в творчестве.

Навыки рукоделия и кулинарного мастерства мне также пригодились, но уже на уроках технологии и занятиях кружка «Кулинария». Помню, как, будучи студенткой, я шила себе платья и юбки, как радовалась, что могу сама моделировать подходящие фасоны, подбирать ткани и не зависеть от ширпотреба в магазинах.

Ко мне на занятия приходят дети, которые не могут самостоятельно пуговицу пришить, а итогом их обучения становятся красивые изделия, которые мы демонстрируем на конкурсах различного уровня. Мои учащиеся занимали призовые места в муниципальном конкурсе проектов (2020 г.), первые места в районных конкурсах «Юный кулинар» (2019 г.), «Неопалимая купина» (2020, 2021, 2022 годы), «Лоскуток» (2020 г.), «Новогодняя открытка», в областном конкуре «Сохраним лес от пожара» (2017 г.), в региональном конкурсе «Сылу кызлар» («Девушки-красавицы»)(2019 г.) .

Гузаль Мухаматшарифовна ежегодно обобщает и распространяет собственный педагогический опыт. Принимает активное участие в работе школьного, районного методических объединений и не останавливается на достигнутом, постоянно повышает уровень квалификации. Посещает семинары издательства «Просвещение», прошла профессиональную переподготовку по программам «Технология: теория и методика преподавания в ОО», «Биология: теория и методика преподавания в ОО), разработанным в соответствии с ФГОС». С 2023 года Гузаль Мухаматшарифовна преподает еще и биологию.

Является организатором ОГЭ, экспертом районных конкурсов и выставок. Поддерживает и активно участвует во всех мероприятиях школы и района. Это областной детский Сабантуй, слет краеведов в рамках проекта «Этнокультурная карта Артинского района», фестиваль национальных культур.

После беседы мы отправились в школьный музей, где ее супруг Ильшат Ильясович, учитель истории, провел для меня небольшую экскурсию, рассказав о династии Афанасьевых, представителем которой он является. Основоположник династии, насчитывающей более 600 лет, был А.А. Афанасьев, уроженец Лаишевского района Республики Татарстан. Как-то в пору своей юности Александр Александрович пришел в Казанскую учительскую школу и заявил, что хочет стать учителем. Юноше отказали - по тем временам в учителя мусульман не брали. Тогда, не раздумывая, он принял христианство и приступил к обучению. В годы Гражданской войны был агитатором, хотя не боялся и критиковать власть: «Хлеб, пшеницу - за границу, а нам - кино!» В 1918 году преподавал русский язык в семинарии, затем в Пермской губернии заведовал школой и был учителем начальных классов. В 1934-1937 годах занимал должность заведующего Манчажского районо, затем возглавил Азигуловскую школу. Во время войны был председателем сельского Совета. За трудовую доблесть был награжден орденом Ленина.

Супруги Дусметовы гордятся тем, что являются продолжателями знаменитой династии, вкладывая в учительский труд душу и все свои умения.

Гузаль Мухаматшарифовна в музее демонстрирует мне кукол в национальной татарской одежде, выполненных из капрона и синтепона.

- Чулочные куклы, - говорит мастерица - это целая Вселенная: каждая имеет свой характер, свою индивидуальность, свой статус… И изготовление таких кукол - это еще один способ познания красоты, развивающий художественный вкус.

Стремление к красоте у Гузалии Мухаматшарифовны проявляется во всем. Дома она разводит цветы - бегонии разных расцветок - и не устает ими восхищаться. На приусадебном участке разбивает цветники, где пышно играют буйством красок астры, петуньи, бархатцы. Вместе с дочерью Лидией шьют шторы, стеганые одеяла из ярких лоскутов, вяжут различные изделия. Каждая вещица в их доме как маленькое произведение искусства. И хотя мужчины - Ильшат Ильясович и сын Рустам - все же склоняются к более «серьезным» вещам, они не отрицают, что художественное творчество обогащает и их мир.

Писатель Батлер Сэмюел сказал: «Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись - это всегда автопортрет». Вот и получается, что дома и в школе Гузаль Мухаматшарифовна пишет автопортрет любящей матери, прекрасной женщины и творческого педагога, смотрящего на мир через призму добра и красоты!

Татьяна КОСТЫРЕВА

Фото автора