В коллекции всегда не хватает одного экспоната!

Зайду в свою комнату отдыха и релаксации –

и память уносит меня в воспоминания

 


Иван Иванович с внучкой Дарьей на фоне небольшой части коллекции



Коллекционирование напоминает театральную постановку, в которой коллекционер одновременно является ее автором, режиссером, главным героем и восторженным зрителем, потому что без него эта коллекция не более чем бессмысленный набор предметов.

Направляясь к одному из увлеченных людей Ивану Ивановичу Меньшикову, и услышав песню «Мы - русские» из магнитолы проезжающей машины, я продолжал в уме крутить этот мотив и слова. Такое бывает - с утра услышишь песню по радио - и весь день она «самостоятельно» приходит на память.

Иван Иванович родился в 1957 году в деревне Кургате, где и учился в начальной школе. Восьмилетнюю школу он уже окончил в Новом Златоусте и поступил в Красноуфимское СПТУ-11 на специальность механизатора широкого профиля. После окончания училища, уже перед армией, Иван получил на производстве страшную травму и лишился ноги. Год он пробыл на второй группе и, получив с ортопедического предприятия протез, начал привыкать ходить заново. Пройдя реабилитацию, Иван поехал в Свердловское ГПТУ-20 учиться искусству киномеханика. Окончил училище с отличием и пришел работать в кинотеатр «Мир» в поселке Арти, любимый кинотеатр жителей старшего возраста. Сколько мы в нем посмотрели фильмов: и классику, и комедии, индийские фильмы и, в более позднее время, зарубежные картины. Работал еще на старых проекторах с графитовыми углями и КИНАПовской звуковой аппаратуре. Иван Иванович отдал кинопрокату пять лет и ушел на завод: появились сыновья Сергей и Анатолий, и пришла необходимость в более оплачиваемой работе. Сначала он устроился в игольный цех, а затем в деревообрабатывающий цех №8, где и трудился в течение 20 лет. После ухода с завода работал дома в собственной мастерской, изготавливая мебель, столы, стулья и мелкие бытовые предметы из дерева и металла.

Мы вели разговор в просторной веранде супругов Марины Геннадьевны и Ивана Ивановича Меньшиковых, где и расположена коллекция. 16 патефонов различных конструкций, граммофон, изготовленный своими руками из старого самовара. Труба второго граммофона тоже изготовлена из верхней части самовара. На полках расположены и лапти, и балалайки, и старые фотоаппараты, и фильмоскопы, и самовары. Имеются в коллекции старые швейные машинки, фонарики и флакон мужского одеколона «Шипр» в упаковке середины 70-х годов. Патефоны он покупал по случаю и сам доводил до рабочего состояния. Благо руки у Ивана очень талантливые. К патефонам им собрана богатая коллекция пластинок в количестве 189 штук.

- Первый патефон купил случайно на «блошином» рынке Красноуфимска, дома довел его до рабочего состояния. Затем появились балалайка и лапти, а потом страсть к приобретению старых вещей, которые напоминают о советском времени, моей молодости и жизни наших предков затянула до сегодняшнего дня. Новые предметы коллекции появляются и по сей день. Веранду, где распложены экспонаты, я оборудовал как комнату релаксации и отдыха, где взгляд всегда выискивает знакомые предметы и память уносит меня в воспоминания. Они и помогли мне избавиться от положительного диагноза самой страшной болезни в мире. Хочу, чтобы моей коллекцией заинтересовались увлеченные собирательством люди нашего района, - неторопливо рассказывает Иван Иванович, а я успеваю снять для истории все предметы коллекции. Я взял из собрания патефонных пластинок две и прочитал названия. Зазвучал в голове голос Гелены Великановой: «Ой, ты рожь, ты о чем поешь, золотая рожь. Счастье повстречается - мимо не пройдешь», а еще песня «Рулатэ». А домой я шел, уже напевая Леонида Утесова с пластинки: «Раскинулось море широко», а уже перед своим домом: «Лейся, песня, на просторе».

Мы все когда-то занимались собирательством: девочки собирали открытки и конфетные фантики, мальчики коллекционировали марки и спичечные этикетки. Повзрослев, мы стали собирать старинные монеты, книги, значки, виниловые грампластинки, баночки из-под иностранного пива и наклейки от жвачек. Мы все это прошли, а у таких людей, как Иван Иванович, эта страсть осталась на всю жизнь. Как-то одного коллекционера спросили: «Сколько вам нужно для идеальной коллекции?» На что был дан быстрый ответ: «Еще одну вещь в нее». Коллекционеры очень счастливые люди, потому что они - первая ячейка музея. Думаю, что в районе назрел вопрос о создания общества коллекционеров с возможными выставками предметов собраний наших земляков.

Владимир ФЕФЕЛОВ

Фото автора