Т.М. Дюбина, Т.А. Субботина, Т.М. Черепанова, Т.М. Лобанова



«Метранпаж», «линотип», «фальцовка»…

Не слова - музыка

Никогда не угадаешь, когда придет к тебе нужная мысль.

Может и ночью

 

До 1991 года сотрудники газет, журналов, полиграфисты отмечали профессиональный праздник День советской печати 5 мая (сейчас он отмечается 13 января). Коллектив редакции районной газеты, тогда она называлась «Ленинский путь», всегда ярко и широко отмечал свой праздник. В этот день проходили межрайонные летучки, и в нашу редакцию частенько приезжали журналисты соседних газет: из Красноуфимска, Ачита, Нижних Серег, собирались все в красном уголке типографии. Наверное, многие жители помнят, что типография размещалась в здании, где теперь магазин «Крепсан», кабинеты редакции были на втором этаже, теперь там различные организации, в тот числе радио «Арти-FM». Я лично 16 лет проработала в том кабинете, где сейчас радио. Красный уголок, бывало, еле вмещал гостей, а обеды для них мы приносили из столовой: суп - в ведрах (вспоминаем это сейчас с улыбкой, но так было…)

Летучка предполагала обсуждение, разбор материалов всех газет, была критика, но также и говорилось о тех статьях и очерках, которые заслуживали положительных отзывов.

В каждой газете в те времена публиковались материалы ТАСС, они приходили по почте из Москвы вместе с клише (с клише печатались фото). Тираж «Ленинского пути» был 10000 экземпляров, она печаталась в две смены. В первую смену печатница отпечатывала на плоскопечатной машине внутренний разворот газеты, а во вторую смену уже другая печатала второй, внешний, разворот. Утром готовую продукцию фальцевали (перегибали пополам), складывали по пачкам (тогда в штате типографии имелся специальный человек, фальцовщик) и отправляли на почту. Почтовый работник на лошадке приезжал за ней.

Печатный цех в типографии был оснащен тремя плоскопечатными машинами, одной тигельной машинкой, на которой отпечатывались бланки небольшого формата для различных организаций. В соседнем цехе размещался резальный станок, на нем по заданному формату разрезалась печатная продукция. А ее, продукции, отпечатывалось множество. Первыми и главными заказчиками в типографии были Артинский механический завод и Артинское райпо, которые заказывали много этикеток, ценников, различных бланков. В типографии был костяк стажистов, людей, которые пришли сюда молодыми и проработали всю жизнь, одной из них была Маргарита Трубина.

Директором типографии в 60-70-е годы прошлого века работал Василий Федорович Лыжин, участник Великой Отечественной войны, имевший несколько ранений, коммунист. А когда он ушел на заслуженный отдых, директором многие годы работал Борис Васильевич Липин, назначенный на должность райкомом партии, тоже коммунист. После его ухода директора менялись довольно часто (пока типография не приказала «долго жить», хотя всем было очень жаль, но, как говорится, такова жизнь, и на это было множество причин, годы перестройки были сложными).

Вверху, на втором этаже типографии, было несколько цехов. Один из них – линотипный, здесь было установлено две машины горячего набора – линотипы, за ними работали линотиписты, отливая построчно из металла (свинца) каждую строку газеты и других печатных изданий. Набор букв происходил примерно как на печатной машинке, потом набранная строка отправлялась в отлив. Работа очень кропотливая, здесь нужно было не только хорошее здоровье (не зря набор назывался «горячим»), но еще и хорошее зрение и отличная грамотность. Ветеранами линотипного набора были Анатолий Мангилев, он пришел работать в типографию молодым пареньком и проработал здесь до выхода на заслуженный отдых, а также Евгения Бебнева, Тамара Самылова, Галина Изгагина.

Второй цех назывался «наборным», здесь трудились две наборщицы ручного набора, именно они набирали по каждой отдельной буковке бланки, ценники, этикетки, и вместе с отлитыми на линотипах строками собирали все в гранки. Клавдия Павловна Казакова, одна из наборщиц, тоже проработала здесь всю свою жизнь.

Отдельное место было предоставлено Марии Павловне Власовой, она работала на газете, ее должность называлась «метранпаж», все газетные полосы собирала в гранки именно она. Газета выходила три раза в неделю (позже стала выходить два раза). Редактором до 1977 года работал Анатолий Александрович Власов, ставший впоследствии известным артинским писателем. А Мария Павловна была его верной женой, верной спутницей жизни. Они вместе по утрам приходили на работу, вместе по вечерам возвращались домой. Оба большие умники, грамотные и очень ответственные люди.

Я работала не в типографии, а в редакции, моя должность называлась «корректор» и приобретена она была в Куйбышевском издательско-полиграфическом техникуме (сейчас мой техникум стал вузом, в те годы в стране было только три таких учебных заведения – в Москве, Ленинграде и Куйбышеве). Мои основные обязанности заключались в вычитывании газетных полос до выхода их в печать, чтобы не допускать ошибок, корректурных правок было пять для каждой полосы. Но половину рабочего дня мне приходилось бывать в типографии: относила на линотип материалы, забирала оттиски полос для вычитки, спускалась вниз к печатникам, когда газету «заключали» в печатную машину. Слово «заключали» говорит само за себя, гранки действительно заворачивали туго, чтобы они в машине не рассыпались. Кстати, каждая гранка весила 17 килограммов, и их сверху из наборного цеха в печатный спускали на лифте. Самый первый отпечатанный разворот (это сразу две полосы) подписывал редактор, это было своеобразное разрешение к печати, на оттиске так и подписывалось: «К печати разрешаю».

Ответственным секретарем в газете работала Тамара Михайловна Лобанова. Это сейчас все полосы верстаются в компьютере. А в те годы ответсек доложен был высчитать не только каждую строчку, но даже каждую букву в авторском материале, чтобы верно можно было разместить его в полосе. У Тамары Михайловны имелись специальные бумажные макеты, в которых она, сказать простым языком, – рисовала будущую полосу, подписывала, каким шрифтом метранпаж должен набрать заголовки. Я проработала с ней многие-многие годы в одном кабинете, это мой наставник, мой учитель. И не только по работе, но и по жизни. Это мой дорогой человек на всю жизнь. В редакции Тамара Михайловна имела огромный авторитет, ее называли «совесть редакции». Потому что именно она, как судья, решала все проблемы и помогала разбираться в житейских трудностях всем членам коллектива. Сейчас Тамаре Михайловне 85 лет.

Коллектив редакции состоял из 15 сотрудников, а в типографии работали 35 человек. Партийные и комсомольские организации были едины, меня по жизни избирали комсомольским секретарем, и мы вместе с партийной организацией решали какие-то насущные проблемы. Бывало, что обсуждали молодежь за какие-то проступки, выносили решения.

Это было недавно, это было давно… Позже коллектив редакции уменьшился, произошла оптимизация, когда сократили должность корректора, редактор М.А. Заводов перевел меня в экономический отдел корреспондентом. Скажу прямо: вычитывать газету и писать материалы – это две большие разницы. И приходилось учиться готовить интервью, репортажи, очерки. И здесь мне вновь повезло. В газете работала Галина Васильевна Жеребцова. У нее единственной в районе было журналистское образование, и мы, неопытные корреспонденты, приходили к ней за советом по каждому поводу. Однажды меня послали в совхоз «Манчажский» на заготовку силоса, сделать репортаж с заготовки. Я представления не имела, что такое силос. Но спасало нас, неопытных, еще то, что в редакции было множество словарей и энциклопедий, мы «жили» в них. Кстати, они все сохранились до сих пор. Прочитала о силосе в Сельскохозяйственной энциклопедии, и поехала уже «подкованная».

Мне кажется, что годы редакционной жизни бегут в два раза быстрее. Здесь не успеешь сдать (это профессиональное слово газетчиков, оно обозначает написать и отдать редактору) один материал, а в голове уже крутится тема другого, и все газетчики знают, что даже ночью голова думает, что-то вспоминает, запоминает, и иногда не знаешь, в какой момент придет мысль, как лучше подать материал, как найти нужную изюминку. За годы работы в коллективе (страшно подумать, сколько) мне приходилось сотрудничать со многими интересными умными газетчиками. По несколько лет в газете отработали Сергей Шевалдин, Владимир Рычагов, Татьяна Кулешова, бухгалтером 20 лет работала Нина Шевалдина, еще больше - Наталья Изгагина, Татьяна Дюбина, 14 лет проработал на компьютерной верстке Алексей Колесников. У газетчиков отдельный статус, они не бросают друг друга и всегда помогут, если потребуется, все они дружат между собой.

И сейчас коллектив редакции газеты очень сплоченный и трудоспособный, бывает, что один за всех, но и все за одного – тоже! Всех-всех названных, перечисленных сотрудников типографии, редакции, не названных, но отдавших хоть немного лет, часов своей жизни созданию печатной продукции, а особенно мой любимый редакционный коллектив и ветеранов – с праздником, с Днем российской печати!

Татьяна ЧЕРЕПАНОВА, председатель ветеранской организации редакции газеты «Артинские вести»,

член Союза журналистов Свердловской области