«Из случайности создать необычайность»,

или Говоруны «Живой классики»


Ксения Шевалдина - 1 место


ЖИВИ В СЕРДЦАХ, РОДНОЕ СЛОВО!

Недавно в Центре дополнительного образования состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса «Живая классика», собравший вместе 19 чтецов.

В эпоху виртуальных коммуникаций книга остается универсальным средством общения людей, народов, поколений. Ее называют машиной времени, с ее помощью можно путешествовать в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее.

Сколько книг прочтено – не имеет значения,

Но имеет значение очень давно

Ежедневное, ежевечернее чтение,

Еженощное - с лампой зажженной - в окно.

И пока круг от лампы на круглом столе

Выключается только на позднем рассвете -

Все в порядке на круглой и светлой Земле,

Населенной читателями планете.

(Борис Слуцкий)

Недаром А.С. Пушкин писал: «Чтение - вот лучшее учение!» Классика – это всегда про нас. Именно русское классическое искусство формировало и поддерживало в национальном сознании непреложность таких категорий, как стыд, порядочность, сострадание, способность к покаянию и прощению, милосердие, ответственность, стремление жить по совести.

Задача чтецкого искусства - превратить слово написанное в слово звучащее. К.С. Станиславский утверждал: «Сказать о чем-то выразительно – значит усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь». А по высказыванию Владимира Набокова, «Слову дано высокое право из случайности создавать необычайность, необычайное делать неслучайным».

 

«ЧИННО ГЛАГОЛАТИ» - ЭТО ИСКУССТВО

Давно известно, насколько важно знать техники сценического искусства и обладать навыками красивой правильной речи, которая формировалась с первых лет существования школы на Руси. Уже в 17 веке писатель и педагог Епифаний Славинецкий указывал: «Говорить следует приятным, некрикливым голосом, но и не тихо, чтобы не заставлять собеседника напряженно вслушиваться. Речь должна быть и не очень быстрой, дабы разума не предваряла». Симеон Полоцкий придавал огромное значение устной речи в воспитании детей: «Юным в науку дати, да же возумеют чинно глаголати».

19 век принес борьбу за русскую школу художественного слова. Основоположниками публичных чтений являлись А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Пушкин определил основной закон драматического искусства как «истину страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах». 14 октября 1924 года можно считать днем рождения профессионального искусства художественного чтения, когда московский актер Александр Закушняк пригласил публику на свои «Вечера интимного чтения». Текст не свободно пересказывался артистом, а воспроизводился им буквально. В 50-70-е годы важнейшим стало применение в чтецком искусстве положений системы Станиславского. «Важнейшим условием является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать на чувства и через них на разум», - говорила Лидия Огурцова, поэтесса.

Искусство чтения так же, как театральное, -  исполнительское, в основе которого лежит литературное произведение. Но «жить» в пьесе актеру помогают декорация, свет, реквизит, грим, костюмы. А чтецу помогают только инструменты, которыми он обладает: вербальные (речь: интонация и ее компоненты) и невербальные (экспрессивно-мимические – мимика и предметные – позы и жесты).

 

«ПРАВДИВЫЕ ИСТОРИИ» В ЖИВОМ ИСПОЛНЕНИИ

Но вернемся к нашему конкурсу. Школьники читали отрывки из произведений В. Крапивина, П. Бажова, А. Грина, И. Антоновой, А. Аверченко, Ю. Яковлева, И. Пивоваровой, В. Осеевой, К. Мелихана, С. Узуна, М. Петросяна, Е. Габовой, Г. Горина, М. Шолохова, А. Шипилова, В. Железникова. Яков Чебыкин (Малокарзинская школа) рассказал полную нежности историю любви к маме. Станислав Кочнев (ОУ №1) прожил все этапы человеческой жизни. Мария Белорукова (Артинский лицей) примерила на себя роль Мюнхгаузена. Татьяна Мангилева (Березовка) подарила слушателям «Семь футов брамсельного ветра». Екатерина Погудина (Поташка) заставила задуматься о любви бабушки. Егор Лыткин (Манчаж) поведал о том, как заслужить оценку. Виталий Головатинский (Поташка) прописал лекарство от контрольной. О решении экзаменационной задачи рассказал Максим Галиев (ОУ №1). Юлия Михайлова (Березовка) раскрылась в образе бабки Синюшки. Правдивой историей поделился Даниил Белик (Манчаж). Олеся Семендеева (М. Карзи) рассказала о том, как трудно подарить свой первый букет. Анна Шевалдина (ОУ №1) раскрыла историю жизни в интернате для детей-инвалидов и путешествия в параллельный мир. Олеся Маслакова (Бараба) доказала, что надо верить в Алые паруса. Полина Власова (лицей) поразмышляла о любви. Кристина Цивилева (Поташка) призналась, о чем думает ее голова. Александра Бузмакова (лицей) трогательно передала переживания глухой девочки.

На празднике слова мастерами чтецкого искусства стали Ксения Шевалдина (лицей), прочитавшая «Горного мастера» П.П. Бажова -1 место; Арина Легаева (Березовская школа), представившая отрывок рассказа «Иванова, Петров, Сидорова» И. Антоновой – 2-е место; Татьяна Сташкина (Барабинская школа), прочитавшая отрывок из «Судьбы человека» М. Шолохова. Юным чтецам-победителям предстоит выступление на региональном этапе конкурса. Пожелаем им удачи! А всем остальным - любите и читайте классиков!

Татьяна КОСТЫРЕВА